Мольдир Суюншали едва ли не на последние деньги перебралась в столицу Казахстана, в 18 лет организовала строительную бригаду по ремонту квартир, параллельно начала работать с тогда еще начинающим певцом Jah Khalib, а сегодня один из успешных застройщиков Нур-Султана. В интервью для Forbes Kazakhstan она рассказала свою историю, а также ответила на вопросы о рынке жилья, передает ИА «NewTimes.kz».
К 26 годам Мольдир успела сделать столько, сколько многим не хватит всей жизни. Она работала в шоу-бизнесе, побывав концертным продюсером у рэпера Jah Khalib, а теперь стала успешным застройщиком на рынке недвижимости.
Всего этого девушка добилась сама, без поддержки богатых родителей или влиятельных родственников. Совсем недавно она вышла замуж, родила ребенка, но ее активность остается прежней. Она успевает заниматься не только собственным бизнесом, но и возглавляет общественную ассоциацию, а также занимается благотворительностью.
«До этого я работала в других сферах. Была и концертным директором Jah Khalib, и МС в ночном клубе, и официантом, и аниматором, жила в машине, ночевала на вокзале. В этот бизнес пришла случайно — через ремонт квартир в 18-19 лет. Для меня высшее образование — не показатель. Я освоила такие программы, как AutoCAD, «Смета», изучала психологию и тайм-менеджмент», — немного рассказала о себе Мольдир.
О том, что происходит на рынке недвижимости и почему так быстро дорожает жилье, предприниматель говорит следующее:
«Строительный рынок — это связанная между собой цепочка. Если дорожает щебень, то вслед за этим дорожает и все остальное. В прошлом году была такая ситуация, что ты утром проснулся и увидел, что металл подорожал на 130%. Это сразу сказывается на себестоимости в 20-25%. Я лично хожу на различные предприятия по производству стройматериалов и спрашиваю у руководителей, почему цены на их продукцию так быстро растут. Они отвечают, что, например, дорожным строителям, которые выиграли свои тендеры еще в начале года, финансирование выдали только в сентябре. И все из-за этого дорожает по цепочке».
По словам Мольдир, это искусственно созданный дефицит.
«Например, нехватка дизтоплива. Это весомая часть в нашей деятельности, от него напрямую зависят и сроки строительства, и, соответственно, себестоимость жилья. Возникали моменты, когда солярки на заправках не было. Но можно было позвонить нужным людям, и тебе ее предоставят. Простые люди заправиться не могли. И у перевозчиков даже были забастовки, потому что они отказывались покупать, когда цена на топливо вырастала на 60% — с 210 тенге до 330», — отметила она.
Мольдир Суюншали считает, что сговора строительных компаний быть не может.
«Все строительные компании являются конкурентами. Большие игроки вроде BI Group или Bazis-A работают сами по себе, не особо обращая внимания на других. А есть региональные компании, которые работают в одном-двух городах, максимум в нескольких регионах. Например, в Алматы известным застройщиком является Tau Development, а в Нур-Султане — G-Park. В столице мало знают об алматинской компании, в Алматы — о столичной. Поэтому сговор застройщиков попросту невозможен. Все соперничают друг с другом, борются за клиентов, продажи. Каждый старается придумать какую-то программу, рассрочку, акцию», — объяснила Мольдир.
Она также отметила, что возводимой квадратуры стало много, а потенциальных покупателей за последние годы — меньше. По ее словам, сейчас люди не вкладываются массово в недвижимость, как раньше. Понятие о том, что нужно вложиться в недвижимость, потому что она дорожает, исчезает. Всему виной девальвация.