воскресенье, 5 мая 2024 г.
icon
441.66
icon
475.14
icon
4.86
Алматы:
icon
22oC
Астана:
icon
8oC
1xadv
×

«За что вас поддерживать, господин Базылбеков?»: В Казахстане назрел тюремный кризис

Казахстанские тюрьмы все чаще сотрясают скандалы. И создается впечатление, что даже руководство комитета уголовно-исполнительной системы не до конца понимает серьезность всего происходящего. В противном случае осознанный диалог давно бы начался. Но казахстанцы и КУИС будто бы живут в параллельных мирах, передает ИА «NewTimes.kz».

«Не выносить сор из избы», возможно, одно из самых часто используемых выражений в КУИС. Навряд ли вы дождетесь от комитета добровольного пресс-релиза: чаще всего информация о пытках или суициде заключенных становится публичной только после постов в соцсетях и СМИ. Вероятно, общественность знает далеко не обо всех случаях, но того, что мы слышим, вполне хватает, чтобы ужаснуться. Нельзя отрицать тот факт, что некоторая часть громких заявлений заключенных и их родственников может оказаться ложью во имя собственного спасения, но это не отменяет простой истины: адекватный диалог между обществом и КУИС напрочь отсутствует.

В 2018 году количество жутких заявлений на дикое обращение в казахстанских тюрьмах, кажется, только увеличилось. Например, 23 января мы рассказывали о мужчине, отбывающем срок в колонии Атбасара: после его жалоб даже начиналось следствие в отношении сотрудников. Любопытно, что его супруга сообщила, якобы мужчина хочет перевестись в другое учреждение, а вот в КУИС высказались иначе: по их сведениям, он сам отказался от перевода. 9 января правозащитница Елена Семенова рассказала, что к ней поступило заявление. Якобы сотрудники алматинского СИЗО избили женщину, а потом ночью увели, и больше ее никто не видел. По информации правозащитницы, пропал еще и мужчина, который участвовал в голодовке и зашил себе рот. 3 марта стало известно, что в Таразе осужденный гражданин Кыргызстана объявил голодовку и зашил себе рот. 24 марта в Костанайской области заключенные выпили растворитель, четверо из них умерли. Это только малая часть новостей, которые доносятся из казахстанских тюрем. Апогеем стала новость о сбежавшем из астанинского СИЗО рецидивисте. Случилось это резонансное событие 25 февраля, а на его поимку ушло более суток: таинственным образом мужчина смог покинуть столицу, а задержали его уже в Карагандинской области.

Сегодня Facebook сотрясают риторические вопросы правозащитников и просто неравнодушных граждан: что же все-таки происходит в застенках наших колоний?

За или против?

Региональный директор Международной тюремной реформы PRI в Центральной Азии Азамат Шамбилов создал на своей личной странице опрос и, кажется, открыл ящик Пандоры.

«В стране реальный тюремный кризис, и уголовно-исполнительная система не отвечает стандартам. Работа пенитенциарной системы Казахстана не соответствует национальному законодательству и тем более международным стандартам в сфере реализации тюремного менеджмента. Что мы сейчас имеем в тюремной системе Казахстана: пытки, коррупция, смерть осужденных, необоснованные перевозки осужденных из одной колонии в другие, отсутствие коммуникации КУИС с гражданским обществом, препятствие деятельности ОНК, нападки на правозащитников. У меня вопрос ко всем гражданам страны: вы согласны с КУИС? Хотите ли вы такого председателя КУИС как Базылбеков Азамат Хызырович? Должны ли такие люди управлять всей тюремной системой, когда в стране тюремный кризис?» — сопроводил опрос таким комментарием Азамат Шамбилов.

Судя по всему, за страницей омбудсмена наблюдают не только обычные казахстанцы. Опрос Шамбилова привлек внимание представителей КУИС — об этом сам правозащитник сообщил на своей странице.

«Друзья, остановите Базылбекова, он сейчас из Астаны спустил приказ по всем областям и городам, по всем колониям. Приказ носит обязывающей и срочный характер, он приказал, чтобы сотрудники собрали по 50 человек, включая своих родственников, для голосования против мнения народа (общественности) в Facebook'е. Также обязывают родственников осужденных, чтобы они заходили в соцсеть и голосовали против их воли. Как председатель КУИС не понимает, что это онлайн-опрос нашего мнения, ведь это мнение простых людей. Только что выходили на связь родственники сотрудников и осужденных и выразили свой протест по поведению председателя КУИС. Как можно так низко поступать! Они все уязвимые, так как находятся в одной системе, которой руководит Базылбеков. Они зависят от него, так как им угрожают увольнением», — пишет Шамбилов и обращается с просьбой о вмешательстве к главе МВД, Генпрокурору и председателю АДГСПК РК. 

«За что вас поддерживать?»

Свое мнение о председателе КУИС высказала и казахстанка по имени Перизат. Судя по всему, женщина сама испытала на себе условия содержания в казахстанской колонии. Свой откровенный пост Перизат написала в Facebook.

«Господин Базылбеков, за что я должна вас поддерживать? За что? За то, что меня зимой этапировали с новорожденным ребенком? За то, что в автозаке мой ребенок находился в толпе вместе с собакой? За то, что вы (во время этапирования) не создали условия для уязвимых осужденных? Вы глазами не видели и не знаете, может, и знать не хотите, но я все равно расскажу вам: как я (но таких, как я, очень много) в поезде с ребенком находилась в общей камере с остальными осужденными женщинами, которые всю дорогу курили, плакали и смеялись от истерики. А в соседней камере были мужчины и больные туберкулезом — они тоже курили, матерились и т.д. В поезде было очень холодно, сквозняк и дым, еле поменяла подгузник ребенку. 24 часа в поезде прошли в мучениях. Никакой жалости не было у начкаров, наоборот, угорали и игнорировали. Да, они - ваши же подчиненные... Уважаемый начальник, где вы были, куда смотрели, когда в колонии нас разлучали с детьми? Почему детей нам, матерям, не доверяете, а оставляете с осужденными-нянечками, которые сидят за убийство своих же детей... Почему ночью дети не могут спать в объятиях матери? Почему дети в больнице лежат одни и привозят их с разными ожогами (потому что за ними в больнице никто не смотрит). Почему в доме ребенка при учреждениях дети часто болеют? Почему их не вывозят в клинику с матерями? В чем вина детей? Право несовершеннолетних гарантировано государством. Где гарантия...» — перечисляет она бесконечные вопросы, на которые никто не дает ответа.

Женщина вспоминает поразительную историю о том, как сотрудники пытаются избежать скандалов ценой детского здоровья.

«Автотранспорт колонии попадает в аварию, машина трижды переворачивается, а там дети. Мой сын! Его с воспитателями вывозили на осмотр, воспитателя несколько раз оперировали, а детей сразу же привезли в колонию. Не ложили в больницу, чтобы не было кипиша, скандала. В тот же день и еще пару месяцев мой ребенок сильно болел… До сих пор мой малыш страдает и мучается. Оперативники заставили меня написать заявление, что я против возбуждения уголовного дела и что с ребенком все хорошо! Почему осужденные должны за бешеные деньги покупать сотовые телефоны у сотрудников колонии, чтобы связываться с родными? Да, ваши же подчиненные заносят сотки и продают, потом шмонают, отбирают и за это наказывают + телефон продают другому осужденному. Почему ваши подчиненные с осужденными обращаются грубо, матом, или так их учат?» — вопрошает женщина.

Но все это вопросы в пустоту. Хочется верить, что настанет день, когда все получат ответы на свои вопросы, а комитет сможет наладить коммуникацию с общественностью.

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: