четверг, 2 мая 2024 г.
icon
442.05
icon
474.14
icon
4.74
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
9oC
1xadv
×

Реализация 21 шага Плана Нации 100 шагов в части совершенствования суда присяжных заседателей

В рамках реализации 21-го шага Плана нации в уголовно процессуальном кодексе определены дополнительные составы преступлений, которые с 1 января  подсудны суду присяжных, передает ИА «NewTimes.kz».

По действующему уголовно-процессуальному кодексу суду с участием присяжных заседателей подсудны дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Исключение составляют конкретные составы, а также воинские преступления, совершенные в военное время или в боевой обстановке.

Теперь суд с присяжными помимо преступлений, за которые предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, также рассматривает преступления, связанные с похищением человека, торговлей людьми, вовлечением несовершеннолетних в преступную группу и торговлей несовершеннолетними.

Среди юридической общественности мнение по отношению к данному институту неоднозначное.

В одних случаях полагают, что по уровню правосознания общество не готово к осуществлению правосудия присяжными заседателями, а в других, что присяжные заседатели заслуживают доверия и категорию дел, подсудную им, надо расширять. 

В ряде случаев в качестве варианта расширения подсудности суда присяжных предлагают возвратить ранее изъятые категорий преступлений. Это дела обо всех убийствах, в том числе совершенных ОПГ, сбыте наркотиков, т.е. всех особо тяжких преступлениях, за исключением отдельных составов, связанных с терроризмом, воинскими преступлениями и т.д. 

Имеется мнение, что присяжные могут рассматривать только те преступления, которые касаются конфликта между гражданами. По мнению отдельных ученых, напротив, присяжным нужно отдавать на рассмотрение исключительно дела, где затронуты интересы государства. Другие утверждают, что подсудность надо определять исходя из категории преступлений, к примеру, тяжкие, особо тяжкие преступления. 

Мировая практика тех государств, в которых действует суд присяжных  признает различные способы решения вопроса о том, будет ли конкретное дело рассмотрено с участием присяжных или без них.

При континентальной модели суда с участием присяжных рассмотрение дела осуществляется смешанной коллегией, состоящей из одного-трех профессиональных судей и двух или семи присяжных заседателей, которые устанавливают не только виновность либо невиновность подсудимого, но и совместно определяют вид и меру наказания. 

Несмотря на имеющиеся различные мнения правоведов относительно суда присяжных, в любом случае, расширение его сферы, полагаю, будет способствовать укреплению правосудия. Суд от народа должен развиваться.

Напомним, в рамках реализации Плана нации «100 шагов» приоритетом реформ «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны. Из них 11 шагов по реформированию судебной системы, за реализацию которых отвечает Верховный суд. 

Первое – это оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

Согласовано формирование трехзвенной судебной системы. Суд первой инстанции – районный суд, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный суд. Данное предложение обусловлено критикой существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции. При этом кассационная инстанция сегодня фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих судов. Поэтому вполне логично, что она передается на уровень Верховного суда. 

Второе – это ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Поддержано предложение повысить до 30-ти лет возрастной ценз для кандидатов в судьи. При этом предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве. Это такие специальности как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. Срок стажировки магистрантов в судах будет увеличен до одного года. Срок прохождения стажировки в судах других кандидатов – не магистрантов – будет также увеличен до одного года. Стажировка будет проводиться на освобождённой основе, с выплатой стипендии. Для них предполагается установить оплату в размере от 50 до 70% должностного оклада судьи. 
Полная стажировка, с отрывом от основного места работы, позволит стажерам в значительно большей степени усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности. 
Вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. По истечению испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда. При положительном заключении их профессиональные качества будут оценены квалификационной комиссией Судебного жюри. Затем они будут представлены Высшему судебному совету для решения вопроса о даче рекомендации для назначения Указом Главы государства на постоянный срок. 

Третье – это выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики. Данный институт будет функционировать при Верховном суде, и обеспечивать повышение квалификации действующих судей на регулярной основе.

Четвертое – это усиление подотчетности судей. Усиливаются требования к действующим судьям. Будет разработан новый этический кодекс судьи, а также расширяются возможности граждан по обжалованию действий судьи в Судебное жюри. В компетенцию обновленного жюри предлагается ввести вопросы оценки профессионального уровня действующих судей по истечении первых пяти и десяти лет работы, а также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящем суде. Таким образом, это будут прямые инструменты проверки профессионального уровня судей. Это делается в полном соответствии с принципом меритократии, который применяется в системе государственной службы.

Пятое – это внедрение аудиовидеофиксации (АВФ) всех судебных процессов в обязательном порядке. Интеграция системы АВФ со списком слушаний дел, размещенных на интернет-ресурсе, уже сейчас позволяет отслеживать время точного начала судебного заседания. Также участники судебных заседаний посредством централизованной системы хранения данных смогут воспользоваться возможностью просмотра в режиме реального времени записей судебных заседаний, зайдя в Судебный кабинет. Кроме того, в рамках АВФ планируется развивать возможность проведения дистанционных судебных заседаний посредством видеоконференцсвязи со следственными изоляторами и исправительными учреждениями. Применение дистанционных судебных заседаний при рассмотрении уголовных дел без этапирования подсудимых лиц, находящихся в следственных изоляторах и в местах лишения свободы, посредством видеоконференцсвязи приведет к экономии бюджетных средств и исключению других рисков. 

Шестое – это расширение области применения суда присяжных. В частности, законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным. Прорабатываются вопросы расширения сферы обязательного применения суда присяжных заседателей и оптимизации механизма их отбора. Расширяется перечень дел, рассматриваемых судами присяжных заседателей.

Седьмое – это обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. В рамках усиления судебного контроля предложено передать следственному судье ряд дополнительных функций. Это санкционирование осмотра, выемки, обыска и личного обыска.

Восьмое – это создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам, организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов. В Верховном суде будет создана еще одна коллегия. На нее будет возложена функция по рассмотрению дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. Соответствующие изменения уже предусмотрены в проекте Гражданского процессуального кодекса (ГПК).

Девятое – это создание в Астане Международного арбитражного центра AIFC на примере опыта в Дубае. Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым подписан Указ, предусматривающий создание финансового суда в рамках финансового центра города Астаны. Этот суд будет иметь особый статус и не будет входить в судебную систему нашей республики. Он создается на примере суда Дубайского финансового центра. В данном суде будут применяться нормы общего права наряду с действующим в Казахстане континентальным правом. Судопроизводство будет вестись на английском языке. Также здесь будет создан свой собственный коммерческий арбитраж.

Десятое – это создание Международного совета при Верховном суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Совет будет консультировать Верховный суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия.

Одиннадцатое – это сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса, внесение соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс.
Обязательное участие прокурора сохранится только в следующих случаях – по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц. Это, например, случаи массового нарушения трудовых, жилищных прав граждан, споры с участием трудовых коллективов и другие. Данные новации направлены на усиление диспозитивности гражданского судопроизводства.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0