Вернула права на сына и сдала в детдом: На какие ухищрения идут «родители» ради получения АСП

С 2019 года в Казахстане стартовало множество проектов, направленных на улучшение жизни многодетных и малообеспеченных семей. Многие семьи получили реальный шанс повысить свой жизненный уровень при поддержке государства. Но, как и у любого общественного явления, у программы есть и обратная сторона, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на YK-news.kz.

Фото взято с сайта tvc.ru

Карим (имена изменены — прим.) до определенного возраста не знал свою мать. Единственной родной душой была прабабушка, растившая его с младенчества. Мама Карима Нурзада тоже выросла без родителей. Когда ей исполнилось 18 лет, органы соцзащиты помогли ей приобрести комнату в малосемейке. Девушка устроилась работать в строительную бригаду, но начала вести разгульный образ жизни и в один день обнаружила, что беременна.

Новорожденный Карим почти сразу же прописался у прабабушки, так как его мать заявила, что должна работать, чтобы прокормить малыша. Но все заработанные ею деньги уходили на выпивку, бабушка махнула рукой на внучку и занялась воспитанием малыша самостоятельно.

Прошло несколько лет, Нурзада сошлась с мужчиной. В этом союзе женщина родила еще троих детей, которые жили в одной комнате с родителями. Когда Кариму пришло время идти в первый класс, выяснилось, что оформить опеку на прабабушку не позволяет ее преклонный возраст. В конце концов было принято решение об ограничении родительских прав и Карима временно поместили в детский дом.

Несколько месяцев назад мать мальчика неожиданно обратилась в суд с просьбой отменить ограничения. По решению суда мальчик отправился на новое место жительства, к матери.

Казалось бы, в истории Карима наконец наступил долгожданный хеппи-энд. Но позже выяснилось, что, получив право самостоятельно воспитывать Карима, Нурзада сразу же подала документы на получение адресной социальной помощи. Как только пособие было получено, женщина вернула ребенка обратно в детский дом.

«Так как сейчас появились хорошие льготы для многодетных и малообеспеченных семей, некоторые родители просто прикрываются своими детьми, — говорит заведующая сектором опеки и попечительства Усть-Каменогорска Юлия Овечкина. — По сути у них нет никаких родительских чувств, но они восстанавливают права на своих детей и приходят за помощью. Это неблагополучные семьи, которые, прослышав о льготах, понимают, что за счет детей могут получить определенные пособия».

По итогам 2018 года в регионе насчитывалось 6853 малообеспеченные семьи. Из них более двух тысяч — многодетные. Им была оказана адресная социальная помощь нового формата. Из областного бюджета на эти цели уже выделено 1,5 млрд тенге. В 2019 году власти поставили задачу выявить реальные цифры нуждающихся в подобной помощи.

Работники органов опеки и попечительства признаются, что люди, которым устанавливают ограничение родительских прав, крайне редко восстанавливают свои права на воспитание детей.

«Ежегодно у нас проходит порядка 45-50 ограничений, и хорошо, если один человек в год восстанавливается, — приводит факты Юлия Овечкина. — Одни просто продолжают вести асоциальный образ жизни, другие доводят себя до того, что погибают от злоупотребления алкоголем и наркотиками, а некоторые матери начинают новую жизнь, рожают новых детей — и опять становятся нашими подучетными. Восстанавливаются лишь единицы».

Но в последнее время в этой области наметились настораживающие перемены.

«Недавно к нам пришла женщина, уже имеющая шестерых детей, — рассказала сотрудница органов опеки одного из районов области. — Явилась с просьбой об усыновлении еще одного ребенка. Вначале мы были поражены. Ведь семья и без того нуждается, зачем же усугублять ситуацию? А потом я открыла законодательство и все поняла. Предприимчивая особа попросту решила довести количество своих детей до семи и получить статус «Алтын алқа».

По информации работников сектора опеки и попечительства, для установления опеки нужно всего пять документов. Это очень упрощает процедуру. И тревожащих фактов, когда недобросовестные родители или опекуны начинают борьбу за детей ради денег, становится все больше.

«Раньше мы могли таким горе-опекунам отказать, если не позволяли жилищно-бытовые условия, — признаются они. — А сейчас у нас нет этого рычага. Это не прописано в стандарте, а следовательно, оснований для отказа нет. А потом люди заявляют, что не справляются, и снова пишут отказ от ребенка».

По закону, отобрать ребенка у матери можно только в исключительных обстоятельствах: если родитель сам отказывается от ребенка, злоупотребляет алкоголем, употребляет наркотики или жестоко обращается с ребенком.