Власти Кыргызстана пожаловались в ВТО и сообщили о том, что казахстанская сторона ужесточила проверки на границе, передает ИА «NewTimes.kz».
В пресс-службе комитета госдоходов Минфина РК сообщили, что с начала 2019 года на 37 автомобильных пунктах пропуска госграницы с государствами — членами ЕАЭС осуществляется контроль перемещения товаров двойного и военного назначения.
При этом вопросы пограничного и экспортного контроля не регулируются договором о ЕАЭС, поскольку не затрагивают экономическую интеграцию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 договора о ЕАЭС, товары, ввозимые с территории государства — члена Евразийского союза, облагаются косвенными налогами, взимаемыми налоговыми органами, на территорию которого импортируются товары.
Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства-члена, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения.
Сведения по импортируемым грузам из государств — членов ЕАЭС в налоговые органы поступают по результатам мониторинга подразделения экспортного контроля.
По результатам анализа товаросопроводительных документов при перемещении из Кыргызской Республики в Казахстан и Российскую Федерацию установлено, что цены на перевозимые товары многократно занижаются, в частности на товары китайского происхождения, в 10-70 раз.
За 2019 год с кыргызской стороны по товаросопроводительным документам, оформленным в адрес фиктивных резидентов Республики Казахстан, проследовало более 2,6 тыс грузовых автотранспортных средств.
Кроме того, в Республику Казахстан ввезены товары, заявленные в документах как транзит в Российскую Федерацию, на более 4,8 тыс грузовых автотранспортных средствах, которые оседали в Казахстане без уплаты НДС.
Только в ноябре и декабре из выборочно проверенных 194 автотранспортных средств, проследовавших из Кыргызской Республики, недостоверное заявление сведений в товаросопроводительных документах выявлено в 191 случае (98%).
При этом проверки проводились по пути следования на основании предписаний, зарегистрированных в органах прокуратуры в соответствии со статьями 142 и 155 Налогового кодекса Республики Казахстан.
В течение 2019 года КГД МФ РК и ГТС при ПКР проведен ряд рабочих встреч, достигнута договоренность по обеспечению ценовых индикаторов, контролю объемов импорта с Китайской Народной Республикой и совместному контролю перемещения товаров с помощью применения навигационных пломб.
Казахстанской стороной с октября 2019 года в рамках проводимого пилота с применением навигационных пломб выявлено восемь фактов, когда товары, заявленные в Российскую Федерацию, оказывались на рынках Республики Казахстан. Зафиксировано 24 факта отказа от дальнейшего перемещения товаров после навешивания навигационных пломб.
Вместе с тем процедура внедрения навигационных пломб кыргызской стороной не продвинулась.
Скопление автотранспортных средств на казахстанско-кыргызской границе связано с ограниченностью пропускной способности автомобильных пунктов пропуска в плодоовощной сезон или же после праздничных дней при единовременном прибытии грузовых автотранспортных средств.
В перспективе данный вопрос решается с помощью запланированной реконструкции пунктов пропуска, при этом не несет системного характера и не связан с проводимыми контрольными мероприятиями.
Среднее скопление автотранспортных средств за февраль 2020 года составляет порядка 30 единиц, несмотря на то, что контрольные мероприятия, проводимые в рамках экспортного контроля и взимания косвенных налогов, не приостановлены.
Также казахстанская сторона отметила, что кыргызской стороной администрирование косвенных налогов осуществляется аналогичным образом с применением минимального уровня контрольных цен и посредством пунктов учета товаров, расположенных близ пунктов пропуска Кыргызской Республики.