МНЭ о заявлении Перуашева: «Остальной мир должен нам больше, чем мы ему»

Первый вице-министр национальной экономики Асет Иргалиев заверил, что внешний долг — это не нагрузка на население страны. На 1 апреля 2020 года государственный внешний долг составляет 12,3 млрд долларов США, или 6,7% к ВВП, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу МНЭ РК.

Фото: ИА «NewTimes.kz».

Напомним, депутат мажилиса и председатель демократической партии «Акжол» Азат Перуашев ранее заявил, что Казахстан уже должен около 158 млрд долларов США внешним кредиторам, что составляет около 90% ВВП. Он отметил, что каждый казахстанец — от старика до младенца — уже должен иностранному «дяде» около 9 тыс долларов.

По словам вице-министра, согласно международной практике, эти параметры относятся к безопасному уровню. По концепции бюджетной политики соотношение государственного и квазигосударственного долга (внешнего и внутреннего) не должно превышать 60% ВВП (на 1 апреля 2020 года — 39,8%). Объем внешнего долга правительства и внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора не должен превышать общий размер валютных активов национального фонда (на 1 апреля 2020 года — 50,9%).

За последние три года государственный и квазигосударственный внешний долг сократился на 6,8 млрд долларов США, или на 19%, за счет досрочного погашения и реструктуризации квазигосударственного внешнего долга. Внешний долг квазигосударственного сектора составляет 17 млрд долларов, или 9,3% к ВВП.

«Исторически государственный сектор Казахстана является нетто-кредитором по отношению к остальному миру (на 1 апреля 2020 года внешние активы превышали внешние обязательства на 47,5 млрд долларов США, или в 4,9 раза), т.е. остальной мир должен нам больше, чем мы ему», — подчеркнул Асет Иргалиев.

Внешний долг частного сектора или межфирменная задолженность составляет 97 млрд долларов, или 67% к ВВП. Ее большую часть составляют три крупных проекта с иностранным участием — Кашаган, ТШО и Карачаганак. Для реализации подобных проектов иностранные инвесторы финансируют компании своей группы, находящиеся в Казахстане. По международной методологии такие инвестиции также считаются внешним долгом страны.

В целом рост межфирменной задолженности означает приток инвестиций в создание и расширение производств, приток современных технологий, создание новых рабочих мест и увеличение поступлений налогов в бюджет.

Таким образом, в совокупности внешний долг страны составил 152,7 млрд долларов США, или 83% к ВВП. Согласно концепции бюджетной политики соотношение внешнего долга страны не должно превышать 100% от ВВП.

«Надо отметить, что более 80% внешнего долга страны приходится на обязательства частного сектора, по которым ни государство, ни рядовые граждане не отвечают. В международной практике принято исключать межфирменную задолженность при анализе параметров внешнего долга, так как она считается наименее рисковой. Ведь аффилированные кредиторы заинтересованы в продолжении успешной деятельности заемщиков, и во многом эти обязательства являются условными. Внешний долг Казахстана находится под постоянным мониторингом и контролем со стороны правительства и национального банка. Внешний долг — это не нагрузка на население страны», — отметил представитель МНЭ РК.

Чиновник заключил, что внешняя задолженность при наличии возможностей рационально погашать ее (стабильный уровень доходов, наличие ликвидных активов) служит дополнительным источником инвестиций для развития страны.