Долгостройный Казахстан: Почему строительству грандиозных проектов нет конца

Любое строительство в Казахстане не обходится без эксцессов. Особенно это касается масштабных проектов, которые закладывались как нечто грандиозное. Изначально закладка фундамента на камеру и помпезный старт на всеобщее обозрение. Но потом вдруг деньги исчезают и все замораживается. Такую картину мы наблюдаем из года в год. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» решил вспомнить, какие объекты до сих пор не введены в эксплуатацию или пылятся в сторонке.

Фото: pixabay.com

Самым главным «украшением» Нур-Султана по сей день являются бетонные столбы недостроенного монорельса. В народе его кроме как «памятником коррупции» не называют, да и вообще лишний раз стараются не вспоминать. «Астана LRT» должен был бросать пыль в глаза гостям выставки EXPO-2017. Но, единственное, чем похвастался – голыми Т-образными опорами. Формально его строительство началось в 2011 году. Тогда обещали, что за два с половиной года закончат первую очередь. Но реальные работы начались лишь в 2017 году, да и то, без особого энтузиазма. С тех пор кроме как ограждений и перекрытых улиц астанчане не наблюдали. Весь проект уже много раз пересматривался и оценивался. Так изначальная сумма в 1,8 миллиарда долларов уже давно превышена. Хуже того деньги уже давно осели в карманах, вот только чьих все еще решается. Суды тянутся до сих пор.

О ходе судебного разбирательства «Астана LRT» читайте подробнее здесь.

То, что грандиозные замыслы по обустройству столицы порой оборачиваются скандалами, не удивляет казахстанцев. Помимо рельсовых путей в Нур-Султане есть еще один долгострой. Абу-Даби Плаза – это совместная идея Казахстана вместе с Объединенными Арабскими Эмиратами. Проект выглядел масштабно и очень грандиозно. Уникальный небоскреб, который станет самым высоким зданием страны, или даже всей Центральной Азии. В общем, суперсовременная и очень ожидаемая «стройка века». Все работы планировали завершить за 6 лет, начиная с 2010 года. Однако, чем ближе подходил дедлайн, тем дальше отодвигали сдачу объекта. Все из-за финансовых непоняток, пожаров и конфликтов между рабочими. Закончить возведения этого мегакомплекса обещают только в этом году.

Еще одним важным элементом на карте столицы выделялся бы новый торгово-развлекательный центр «Сити Палас». Постройка такого сооружения началась на месте другого долгостроя. Гостиница с выставочным центром так и не появилась. Новый проект же был масштабней и перспективней: 22,5 тысячи квадратных метров общей площади, 1211 парковочных мест, обширные пространства под кафе, рестораны, магазины, кинозалы и галерею моды. Задумка грандиозная, но как она выйдет на деле увидим еще не скоро. С момента получения разрешения на строительство в 2014 году комплекс до сих пор не готов.

И если столичный ТРЦ еще строится, то вот концертный зал в Атырау вряд ли будет доведен до конца. В свое время на него выделили 2,4 миллиарда тенге. Котлованы вырыли еще в 2010 году. Но возведение заглохло, когда началось расследование коррупционных дел на площадке. Глава области ушел в отставку, а за объектом перестали следить. Позже государственная экспертиза выяснила – чтобы все достроить необходимо еще 5 млрд тенге. Именно из-за дороговизны ремонтных работ, делать с ним что-либо не выгодно.

Также в связи с коррупционным скандалом остановились работы и на Межрегиональном центре по подготовке кадров машиностроительной отрасли в Усть-Каменогорске. В 2011 году на это было выделено 4 миллиарда тенге. Планировалось, что здесь будут получать квалификацию специалисты, востребованные на заводах по всей стране. Как раз тогда всех и захватила идея о наращивании промышленного потенциала в регионе. Но потом, финансовая полиция заинтересовалось подрядчиками и остановила строительство. С тех пор здание стоит заброшенным. Все что плохо лежало – растащили местные, а в пустых коридорах обитают бомжи и беспризорные дети.

Более-менее прояснилась картина касательно стекольного завода в Кызылорде. Он завершен на 70 процентов, а запустить его планируют уже в этом году. Сама идея такого прорывного проекта была озвучена еще в 2005 году, работы же начались только десять лет спустя. Затягивалось оно в основном из-за разногласий инвесторов, властей и конечно же, коррупции. Хищение средств, которые выделили на фабрику, сильно замедлило развитие стекольной промышленности в стране. Пока завод строился экс-министр Куандык Бишимбаев успел сесть в тюрьму, отсидеть и выйти по условно-досрочному.

Проблемы с деньгами – это беда всех таких излишне масштабных идей. В Карагандинской области в 2010 году на строительство бройлерной птицефабрики выделили 2 млрд тенге. Проект даже входил в Карту индустриализации «КазАгро», целой стратегии по развитию всего региона. Вот только с появлением финансовых затруднений продолжать возведение отказались. Слишком дорого достраивать, также как и сносить.

В Западно-Казахстанской области тоже существуют свои долгострои. В 2006 году в Таксалинском районе собирались открывать цементный завод. Инвестор даже сам подготовил фундамент под будущее предприятие. Правда, энтузиазма хватило ненадолго. Через год стукнул кризис, денег не хватило, а найти новых спонсоров не смогли.

В Казахстане почти в каждом крупном городе есть оставленные на полпути предприятия и комплексы. Притом это не простые проекты, а проспонсированные государством. Большинство таких объектов были частью масштабного сценария по развитию области, региона, а порой и всей страны. Увы, почти все они пали перед временем и коррупцией.