Сатира о предрассудках американского общества, или Почему казахстанцам не стоит обижаться на сиквел «Бората»?

Картину сняли тайно и предложили нескольким киностудиям. Как только о выходе очередного фильма Саши Барона Коэна стало известно в Казахстане, общество вновь раскололось на два лагеря: одни создали петицию против выхода картины на экраны, другие не видят в творчестве британца ничего предосудительного. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» выяснила у экспертов, почему в Казахстане данную картину восприняли слишком буквально.

Фото: TM & ©20th Century Fox/courtesy Everett Collection

Несмотря на то что с момента премьеры первой части «Бората» прошло уже 14 лет, страсти и споры о фильме не утихают по сей день, говорит кинокритик Ольга Малышева.

«В общем, все, что он озвучивает применительно к родине персонажа Бората Сагдиева, а к Казахстану не имеет никакого отношения. Вместе с тем раз он имел неосторожность использовать название нашей страны, естественно, было ожидаемо, что создатели фильма столкнутся с потоком такого негодования. Но я бы хотела отметить, что фильм не был запрещен в Казахстане, его прокат не разрешили в других странах, например, в России и Таджикистане, в Узбекистане он вышел урезанным примерно на треть из-за цензуры. В Казахстане подвергся запрету другой фильм Коэна — «Диктатор», в котором  можно увидеть гораздо больше параллелей с современным казахстанским обществом», — отмечает кинокритик.

«На мой взгляд, в самом фильме «Борат» Казахстана как такового нет. Все эти обиды связаны, возможно, с тем, что люди, которые считают картину оскорбительной, фильм целиком-то и не видели. Фильм этот пародийный, сатира связана с современным американским обществом, предрассудками, с которыми живет американское общество. На месте Казахстана могла быть любая страна, о которой в США знают мало, либо любое выдуманное государство. Как и большое количество выдуманных слов, которые Саша Барон Коэн использует в этом фильме. Ведь он частично говорит на иврите, а съемки сами проходили в Румынии», — говорит она.

Первая часть комедии «Борат» собрала в мировом прокате 262 млн долларов при бюджете 18 млн. По мнению Ольги Малышевой, создатели картины не рассчитывают на огромный финансовый успех фильма, но пиар-кампания сработала хорошо.

«Что касается коммерческого успеха, то у фильма очень яркая промокампания. Судя по тому, что это не будет супервысокобюджетное кино, скорее всего, авторам есть на что рассчитывать, хотя бы тот же кассовый успех. Другое дело, что вторая часть выходит в прокат на «Амазоне» и кинотеатры еще закрыты, но в мировом контексте фильм приурочен к выборам президента США, и я не думаю, что создатели сиквела надеются на какую-то кассу в странах Центральной Азии», — заключила кинокритик.

Между тем политолог Айдос Сарым обиду соотечественников не разделяет и признается, что по возможности постарается посмотреть фильм о Борате.

«Он (Саша Барон Коэн — прим.) Казахстан не высмеивает, там, кроме упоминания страны, ничего такого нет. Фильм от и до посвящен внутренним американским реалиям — ограниченность американских политиков, сенаторов, полицейских, управленцев, но не более. На месте Казахстана в фильме мог быть Татарстан или Пакистан. Нам несколько не повезло», — говорит Сарым.

«Я думаю, что казахи чему-то научились за это время, и я не видел, чтобы кто-то остро реагировал на продолжение фильма. Мне кажется, негативная реакция на предстоящую премьеру ожидаема, которую используют при раскрутке фильма», — добавил он.

Политолог уверен: беспокоиться об имидже государства из-за предстоящего фильма не стоит.

«Он одну картинку транслирует, мы можем другую показать. Ребята, хотите на самом деле посмотреть на страну, над которой вы якобы смеетесь?

Пока нет официального письма Минкульта или другого госоргана до этого времени, все остальное ерунда. Первая часть фильма нас научила тому, что такое хайп, как происходит раскрутка. Тогда, возможно, мы были чрезмерно молоды и на картину реагировали остро. Сейчас достаточно спокойная реакция идет», — заключил Сарым.

Напомним, вторая часть скандального кинофильма будет называться «Дар порнографической обезьяны вице-премьеру Михаилу Пенсу на благо недавно уменьшившегося народа Казахстана».

Сообщается, что съемки фильма велись тайно во время пандемии. Коэна не так давно заметили в Лос-Анджелесе в образе Бората Сагдиева — казахстанского журналиста, выступившего на шоу F2F и Da Ali G Show.

Позже он тайно появился на политическом митинге, где разыграл аудиторию, заставив ее петь тексты расистских песен.

Между тем в Twitter появился аккаунт под название «Республика Казахстан», на котором было опубликовано пародийное видео в поддержку Трампа. В ролике действующего президента США поздравляют с победой в дебатах против бывшего вице-президента Джо Байдена еще до того, как это произошло.