Казахстанские мажилисмены вновь подняли вопрос о рекламе алкогольной продукции в СМИ. Так, депутаты парламента предлагают вернуть названия и товарные знаки местных производителей пива и вина в эфиры отечественного телевидения. О том, кому выгодно транслировать рекламу алкогольной продукции, и чем это чревато для здоровья граждан, журналист ИА «NewTimes.kz» побеседовала с медиаэкспертом Виктором Елисеевым.
«Думаю, инициатива по снятию запрета на рекламу алкогольной и табачной продукции исходит от телевизионных каналов, именно их лобби проталкивает всю эту историю в парламенте. И я вижу в этом негативный тренд.
Нужно понимать, что медиа отрасль сейчас переживает не лучшие времена — вопрос снятия ограничений на рекламу алкоголя рассматривается не только в Казахстане, но и в соседних странах, например, у россиян. Это может быть последствием пандемии, потому что индустрия телевидения и рекламы только по последним данным теряет до 10% прибыли за этот год.
И, несмотря на то, что телевизионным каналам сейчас действительно нелегко, решать проблему нужно другим способом. В частности, государственной поддержкой, финансированием телевизионной и рекламной отрасли, признав их одними из самых пострадавших за время пандемии.
Но если поворачивать в обратную сторону и возвращать рекламу алкогольной продукции на экраны, мы, по сути, будем противоречить европейским программам по ограничению табака и алкоголя, которые последние 8-10 лет были внедрены в разных странах», — считает эксперт.
Чем же грозит подобная инициатива? По словам Елисеева, реклама алкогольной продукции влияет на два фактора — это увеличение количество людей, которые потребляют алкоголь и продолжительности жизни человека.
«Понятно, что разрешение рекламы алкоголя и табака будет направлено на то, что выпивающих и курящих людей в Казахстане станет больше. В том числе, и молодежи. Потому что телевидение никак не сможет отфильтровать аудиторию, на которую будет транслироваться подобная реклама.
Во-вторых, мы получим негативный тренд на сокращение продолжительности жизни казахстанцев. И уже общеизвестный факт, что при запрете подобной рекламы эти две метрики меняются в лучшую сторону.
При этом не совсем понятно, почему в этом случае речь идет только об алкоголе. Наше государство только в этом году принимало жесткие меры по ограничению табачной продукции, кальянов, электронных сигарет и курению в общественных местах. Попахивает какими-то двойными стандартами. Почему реклама табачных изделий под строгим запретом, а алкоголь должен как-то «реанимироваться»?
Поэтому вся эта инициатива кажется мне деструктивной, и выгодна только лишь телевизионщикам. Надеюсь, что у наших парламентариев хватит смелости отстоять интересы народа, несмотря на то, что рынку сейчас на самом деле нужно поддержка. Я признаю, что рынок рекламы, маркетинга и телевидения действительно нуждается в спасательном круге, но делать это нужно не через допуск алкогольных брендов в эфир», — подчеркивает спикер.
Интересен и тот факт, что министр информации и общественного развития Аида Балаева уверена, что новые поправки учитывают интересы не только СМИ, но и местных предпринимателей. По ее мнению, снятие запрета будет способствовать увеличению доли отечественной алкогольной продукции на рынке.
Однако подобное заявление главы МИОРа вызывает некоторые сомнения. По словам Виктора Елисеева, местные производители алкогольных напитков не нуждаются в дополнительной поддержке от государства:
«Мы все прекрасно понимаем, что казахстанские алкогольные напитки продаются достаточно успешно. Есть масса брендов, которые качественно себя зарекомендовали в стране. И потом, нужно понимать, что в любой кризис растет потребление дешевой алкогольной продукции — пива, вина, водки. И все это производится в большом ассортименте на территории Казахстана.
Я думаю, что производители местной алкогольной продукции не должны терпеть прямо таки большие убытки из-за пандемии. У них были очень хорошие продажи в этом году. Есть множество социологических исследований, которые показывают, что доля алкогольной продукции значительно выросла за период локдауна в Казахстане.
И понятно, что с уменьшение заработка и денег, казахстанцы переключаются на более дешевые бренды. Соответственно, это те бренды, которые производятся в нашей стране. То есть, масс-маркет и более дешевая ценовая линейка.
Учитывая все эти факторы, мотивация нашего государства кажется весьма выдуманной. Многие производители просто пытаются манипулировать информацией, используя фактор пандемии и выпрашивая некий «спасательный круг». Хотя, по сути, они не являются пострадавшей стороной. Речь идет не о производителях алкоголя, а о телевизионном лобби», — резюмирует эксперт.
Журналист NT также провела опрос в соцсетях, чтобы узнать мнения казахстанцев по поводу снятия запрета на рекламу алкоголя в СМИ. Большинство проголосовавших уверены, что подобная продукция не нуждается в популяризации среди населения:
«Население и без рекламы покупает алкоголь больше, чем скажем, сыр! Подружка работает в магазине, рассказывает, что с началом пандемии к удивлению стали еще больше покупать спиртное! Куда еще рекламировать! Рекламировать надо доброе отношение друг к другу, семейные ценности, здоровый образ жизни-вот, что все больше теряет популярность, а не алкоголь»
«Думаю, что это не этично, и плохо может повлиять на население. Все-таки дети смотрят телевизоры, зачем им эту гадость видеть?»
«Как будто бы сейчас не рекламируют. Если к рекламе пива добавить полупрозрачным шрифтом «безалкогольное», это дела не меняет!», — пишут пользователи Facebook.
Часть из них уверены, что реклама алкогольной продукции никак не влияет на рост продаж и навар отечественных производителей. И только пару человек поддержали инициативу депутатов, признавая, что рынок алкогольной продукции тоже нуждается в рекламе и маркетинге.