Практически ежедневно к сотрудникам правоохранительных органов обращаются обеспокоенные взрослые. Они просят помочь в поисках потерявшихся ребенка или детей. К примеру, недавно полицейские Усть-Каменогорска искали девятилетнего мальчика. К счастью, беглец нашелся. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» решила узнать в МВД РК, сколько несовершеннолетних казахстанцев разыскивают в стране и почему дети уходят из дома.
Лето 2020 года. В городе Иссыке (Есик) Алматинской области потерялись сразу три девочки. На помощь спасателям выехали ребята ОО «Волонтерское движение LIDER.KZ». Прочесывая территорию, они услышали тихий детский плач, доносящийся из чердака одного дома. Оказалось, что девочки залезли туда поиграть, а устав, уснули, когда проснулись, не стали спускаться, побоявшись гнева взрослых. Испугавшись, самая маленькая девочка заплакала. Ее-то и услышали искавшие. По словам руководителя ОО Дильмиры Блац, это были самые быстрые поиски со счастливым концом. К сожалению, не всегда истории заканчиваются хорошо.
«В феврале прошлого года мы искали троих мальчиков. Три друга-одноклассника не вернулись со школы. Родные обратились к нам уже поздно ночью, до этого пытались искать самостоятельно. Мои ребята нашли мальчишек... Все трое погибли — утонули. Дети хотели покататься, а лед не выдержал. В безлюдном месте их никто не видел и не слышал. Это было очень страшно, когда видишь погибших ребят в воде и ничем не можешь им помочь. Просто стоишь и ждешь полицейских и экспертов, медленно осознаешь, что уже все. Тишину и напряжение рабочего чата в WhatsApp той ночью все поисковики помнят до сих пор», — вспоминает Дильмира Блац.
По данным комитета по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры РК, в прошлом году (2020 году — прим. NT) в розыске находилось 268 несовершеннолетних казахстанцев. По состоянию на начало этого года в Казахстане ищут 161 ребенка, 158 из них — без вести пропавшие.
«34 ребенка числятся как похищенные, а трое несовершеннолетних — за совершение преступлений. В 2020 году в Казахстане искали 268 детей и подростков. 15 маленьких жителей числятся в базе разыскиваемых уже более 25 лет. На сегодняшний день самому старшему их тех, кто находится в поиске, — 17 лет, а младшему — 2 года», — говорится в ответе на официальный запрос редакции.
Инфографика ИА «NewTimes.kz»
* По данным комитета по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры РК
В числе причин пропажи несовершеннолетних, как отмечают волонтерская организация и министерство внутренних дел РК, банальная ссора родителей с детьми или невнимательность взрослых.
«У каждого «потеряшки» своя история. Чаще всего они пропадают из-за конфликтов в семье, отсутствия взаимопонимания. Родители заняты семейными хлопотами — накормить, одеть, обуть и хотя бы минимально обеспечить. Им не до проблем детей. А ведь бывает подростковый возраст, когда кажется, что «весь мир против». Вот и уходят из дома туда, где их понимают, чаще всего на улицу. Или, как бы это страшно не звучало, совершают суицид. К примеру, алматинцы пропадают независимо от каких-либо условий, времени суток или погоды. Правда, весной таких фактов может быть чуть больше обычного: на улице становится тепло, а родители заставляют учиться», — говорит Дильмира Блац.
Читайте также: «Факты насилия в школах нигде не отображаются»: Что не так с безопасностью детей в РК?
Между тем в МВД РК добавляют, что порой дети уходят из дома потому, что родители употребляют алкогольные напитки.
«Бывает и такое, что дети сбегают из приютов для несовершеннолетних. Нередко они длительное время задерживаются в игровых клубах либо, избегая наказания со стороны родителей, уходят из дома. В соответствии с ведомственным приказом МВД, с момента регистрации заявления об исчезновении несовершеннолетних в едином реестре досудебных расследований заводятся розыскные дела. По каждому обращению, сообщению об исчезновении маленьких граждан страны сотрудники полиции принимают неотложные меры к установлению их местонахождения. Учитывая развивающиеся технологии (соцсети, телефоны, интернет — прим. NT), в настоящее время работы проходят конкретизировано в части выбора региона и даже района поиска ребенка. В целом более чем в 85 из 100 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетних местонахождение последних устанавливается в кратчайшие сроки — от 1 до 3 дней», — добавляют в ведомстве.
Следует сказать, что по каждому факту безвестного исчезновения детей к розыску привлекают максимальное количество полицейских, представителей общественности и волонтеров. Поиск людей не имеет никаких ограничений по времени. Это значит, что потерявшийся может числиться в базе очень долго, точнее, постоянно. По крайней мере, пока его не найдут живым или мертвым.
«1 сентября прошлого года в полицию обратилась алматинка, которая сообщила о пропаже 9-летнего сына. Его искали 127 сотрудников ОВД, 50 военнослужащих, более 30 волонтеров, а также педагоги школы, где он учился. Пропавшего удалось найти на следующий день. Ребенок находился у друга», — приводят в пример случай в МВД РК.
Добавим, на сегодняшний день в международном розыске находятся три ребенка. Один из них, к примеру, в прошлом году уехал с мамой за пределы Казахстана, а родственники по линии покойного отца обратились с заявлением о пропаже, несмотря на осведомленность о выезде.
Радует, что, согласно статистическим данным, количество потерявшихся детей идет на спад. Вряд ли получится искоренить эту проблему полностью, но попробовать можно. Главное, чтобы родители в полной мере понимали всю ответственность за исчезновение ребенка и всегда были на стороне чада.