Разбор полетов: Кто из казахстанских министров занимает пост незаслуженно

Практически каждое совещание, проводимое с участием президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, — это своего рода разбор полетов, при которых глава государства отчитывает подчиненных. Последнее заседание правительства — не исключение. Тогда на кабинет министров обрушился шквал критики. По мнению экономиста Марата Абдурахманова, замечания Касым-Жомарта Токаева объясняются в первую очередь тем, что практически ни один сидящий в верхах чиновник некомпетентен во вверенных вопросах. В интервью с экспертом корреспондент редакции ИА «NewTimes.kz» решила узнать о каждом госслужащем, занимающем высокое кресло, и провела свой бэкграунд.

Фото взято с сайта time.kz

По мнению собеседника, в составе нынешнего правительства находятся далекие от профиля ведомства люди.

«Из всех членов кабмина только два человека сидят, так сказать, на своем месте. Это глава МВД Ерлан Тургумбаев и министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин. Первый работал оперуполномоченным три года. Он знает, чем дышат его подчиненные на местах, о чем думают. А думают они о том, как прожить на ту заработную плату, которую получают, при имеющемся графике работы 24 на 7.

Багдат Мусин находится на своем месте, поскольку имеет опыт деятельности. Он, если вы помните, работал IT-специалистом, когда Загипа Балиева внедряла систему Egov, поэтому заинтересован в том, чтобы его детище работало хорошо. А вот тот же Гизат Нурдаулетов, генеральный прокурор, не был адвокатом, да, являлся прокурором, но, по сути, его взлет произошел неожиданно и быстро. Самое интересное, что все наши критичные выпады идут в адрес тех, у кого есть опыт, поскольку знают, что делают. Слышат ли они критику, это уже другой вопрос. Главное, знают, что не так, и стараются исправить ситуацию. Взять, к примеру, министров экономики, финансов, они даже не понимают сути деятельности. Осознавать и делать и не осознавать и делать — это абсолютно разные вещи», — дает свою оценку Марат Абдурахманов.

Фото взято с сайта profit.kz

«Хоть мозги есть»

Относительно заместителей премьер-министра спикер говорит, что никого из них не знает лично.

«Единственное, по моим наблюдениям, скажу, что у Романа Скляра хоть мозги есть, он думать может. А тот же Алихан Смаилов даже не понимает сути деятельности. Если бы он хоть один месяц проработал в казначействе, то, наверное, понял бы, как все работает, и тогда у него было бы другое видение того, что происходит. Из министров, кто что-то может, — Багдат Мусин, который когда-то предложил, что нужно перевести налоги в систему онлайн через блокчейн, поскольку внедряем всеобщее декларирование. Тогда никто не сдавал бы декларации, а у казахстанцев автоматически удерживали налоги с банковского счета, а на телефон приходит соответствующее уведомление. А ему сказали: «Время не пришло», — припомнил эксперт.

Истинные исполнители?

Аида Балаева, Сапархан Омаров, Марат Бекетаев — они, по мнению собеседника, администраторы, которые хорошо выполняют порученные процессы именно так, как того требует руководство.

«Знаете, в чем проблема наших чиновников, находящихся в правительстве? У них нет собственной гражданской позиции», — уверен спикер.

Тех, кто может что-то изменить в системе, добавляет экономист, по каким-то причинам не пускают во власть. Здесь он вспомнил о капчагайском миротворце, который, по словам собеседника, за достигнутые успехи мог бы занять кресло замминистра.

«Действующий министр обороны — не кадровый военный, который имеет стаж 20 лет в командовании. Видя то, в каком состоянии находятся военные части страны, он должен был провести мониторинг, организовать учения, учитывая имеющийся указ главы государства о призыве военнообязанных на специальные сборы. Это все потому, что человек не понимает сути вверенных вопросов», — подчеркнул Марат Абдурахманов.

Фото: fergana.news

Ни школ, ни больниц

Говоря о тех, кто находится, так сказать, не на своем месте, эксперт назвал имена главных педагога, врача, энергетика и экономиста страны.

«Возьмем, к примеру, министерство энергетики, где решения принимают те, кто далек от этой отрасли. Глава Минздрава Алексей Цой не работал врачом, не считая должности хирурга-эндоскописта. После окончания вуза он трудился на административных должностях. Изучив бэкграунд недавно назначенного молодого Асета Иргалиева, понял, что он ни как предприниматель, ни как консультант, ни как экономический агент никогда не участвовал в реальном секторе экономики. Министр был административным сотрудником ЕБРР и т.д., но с реальной экономикой не сталкивался. Относительно Аймагамбетова скажу, что, да, он учитель, но в управлении системы образования не работал да и в должности педагога был недолго», — добавил Марат Абдурахманов.

Корреспондент изучила биографии двух министров, чьи имена на слуху, — А. Цоя и А. Аймагамбетова. Первый на протяжении шести лет (2001-2007 гг.) был врачом хирургом-эндоскопистом, старшим научным сотрудником Центра восстановительной хирургии и трансплантологии, ведущим научным сотрудником Центра внутренней медицины РГП «Национальный научный медицинский центр» министерства здравоохранения РК. Министр образования и науки РК с 2002 по 2004 годы работал сотрудником КарГУ, а в 2006-2012 годах занимал должности преподавателя, старшего преподавателя, доцента кафедры политологии и социологии вышеупомянутого вуза.

«Хоть раз ныне действующий министр образования или его предшественники поднимали вопрос о том, что в стране не хватает 10 тыс школ? Официально в Казахстане насчитывается почти 3 тыс средних учебных заведений. С учетом роста населения, как вы понимаете, школ катастрофически не хватает.

Вчера Касым-Жомарт Токаев сказал, что нужно строить жилье. Зачем возводить многоквартирные дома, если нет школ. Кто мне ответит? Двухсменное учебное заведение — это уже не норма, а у нас есть и трехсменные. В нашей стране должно быть 7 тыс больниц, по факту – 2 тыс. А мы жалуемся, почему люди умирают. Из-за того, что больниц нет. А министра здравоохранения, который должен это понимать, нет на месте. В июне–июле пандемия оголила плачевную ситуацию  в области медицины», — подметил эксперт.

Хромающая компетентность

Высказался собеседник и о Мадине Абылкасымовой, той самой, чье фото когда-то красовалось на одной из обложек Forbes. Сегодня она занимает пост председателя агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АФЭР — прим. NT).

«Всеми вопросами в АФЭР рулит заместитель Абылкасымовой Нурлан Абдрахманов. К слову, в министерстве труда и соцзащиты тоже сидит человек, который никогда не занимался вверенными вопросами. Весь кабмин на 100% некомпетентный», — сказал Марат Абдурахманов.

БесПАТЕНТный министр

«Бахыт Султанов позиционирует себя как финансист, экономист, но я ему лично задавал вопрос по поводу того, как торговать казахстанцам, если условия-то невыгодные. Это было 5 лет назад. Почему расчетная доля в ЕАЭС в Казахстане составляет 21%, в договоре указано 10%, а сейчас 6,8%? Мы из наших налогов импорта отдаем в Россию сейчас 15%. А Бахыт Султанов, который отвечает за этот вопрос, сказал, что таковы политические реалии интеграционного объединения. Мы ежегодно отдаем в РФ 2 трлн тенге. А ведь их можно было оставить на строительство школ и больниц», — отметил эксперт.

Фото: inbusiness.kz

«У главы МИИР РК, нет ни одного собственного патента, а это значит, что у него отсутствует понимание, как работает промышленность, как она создается. Про Актоты Райымкулову и про деятельность ее ведомства ничего сказать не могу. Единственное, сейчас количество учреждений культуры на душу населения примерно столько, сколько было в КазССР в 1918 году. Это  говорящая цифра, не правда ли?» — перешел к оценке работы других министров Марат Абдурахманов.

Скандалы — не помеха

О министре по ЧС Юрие Ильине эксперт отозвался хорошо, отметив, что глава ведомства — из династии военных, работал в профильной отрасли:  «Никак не могу его охарактеризовать — ни плохо, ни хорошо. Но! Сколько было скандалов в Алматы, связанных с его именем, мы все знаем, однако это никак не отразилось на его карьерном росте».

Фото: avtoradio.kz

Взгляд на Байконыр закрытыми глазами

Магзум Мырзагалиев, главный эколог страны, как отметил собеседник, услышал глас коллег. Недавно в законодательство были внесены поправки о том, что все платежи по возмещению вреда окружающей среде останутся на местах.

Фото взято с сайта informburo.kz

«Это большой прорыв, поскольку такого решения добивались все экологи страны на протяжении последних 20 лет. Один большой минус в деятельности данного министра в том, что он не вводит международную методику ОНН оценки глобальных экологических рисков, в соответствии с которой космодром «Байконыр» должен был закрыться еще в 2008 году. Из-за загрязнений окружающей среды Казахстан ежегодно теряет только на сельскохозяйственной продукции порядка 3 трлн тенге. Этот вопрос никак не решается. А вы знали, что жертвами этого космодрома стали 200 тыс детей за последние 20 лет, лечение которых нашему государству обходится почти в полтриллиона тенге в год? Он должен был сказать об этом, но промолчал», — сказал эксперт.

«С Ангелой Меркель рядом не стоит»

Завершая разбор по представителям правительства, Марат Абдурахманов не забыл и о премьер-министре страны Аскаре Мамине.

Фото взято с сайта vlast.kz

«Все отношения государства и общества сегодня можно перевести в электронный формат. И эти инициативы гражданского общества и Багдата Мусина сейчас курирует на самом высоком уровне господин Аскар Мамин, единственное «достижение» которого было в годы управления компанией КТЖ — он довел ее до банкротства. Представьте себе, в нее за 20 лет вложили десятки трлн тенге, и спустя два десятка лет она выдает прибыль всего 20 млрд тенге. Мамин — неэффективный менеджер и он не может быть премьером. Возьмем, в пример главу кабмина Германии Ангелу Меркель, которая за 18 лет увеличила ВВП своей страны в три раза в евро», — резюмировал экономист.