Диплом не для всех: Хватает ли вузов в Казахстане?

Последние несколько лет казахстанское министерство образования и науки всерьез взялось за мониторинг деятельности высших учебных заведений. Борьба с «печатающими дипломы конторами» привела к тому, что более 20 вузов лишили 60 лицензий. Журналист ИА «NewTimes.kz» собрала данные о действующих казахстанских университетах, студентах и учителях в единой инфографике. 

Фото: pixabay.com

В 2020/2021 учебном году в Казахстане с учетом филиалов действует 129 высших учебных заведений. Большинство из них — частные, и поэтому 66% студентов обучается на платной основе. Государственными по форме собственности являются 33 вуза, еще 4 — иностранные.

К слову, на данный момент в стране 576 тыс студентов. Кстати, студенток немногим больше: 53,2% от общего числа учащихся — девушки и только 46,8% — юноши. 

Судя по всему, после критики президента, который сравнил отечественные вузы с конторами по печатанию и выдаче дипломов, популярность высшего образования в Казахстане несколько снизилась. 

Во-первых, численность студентов в текущем учебном году по сравнению с прошлым уменьшилась на 4,6%. Во-вторых, растет число отчислившихся по самым разным причинам задолго до получения заветного диплом. 

К примеру, в этом году казахстанские вузы приняли около 152 тыс абитуриентов. А до окончания срока обучения в течение предыдущего учебного года было 115 тыс человек. Таким образом, выпуск составил чуть более 153 тыс вместо изначальных 263 тыс готовых специалистов. Тем не менее, это на 8% больше по сравнению с 2019/2020 учебным годом. 

Поговорим о положении студентов, которые все-таки решились получить диплом казахстанского образца. Большинство из них предпочитают традиционный очный формат обучения даже несмотря на пандемию. 7,6% учатся в дистанционном формате, 7,3% — заочно и еще 2% — на вечернем отделении. 

Счастливчиков, которые могут учиться бесплатно за счет государства, тоже в разы меньше. На грантах сейчас обучается 196 тыс студентов, а на платной основе — 380 тыс. 

Почти 65% казахстанских студентов получают образование на государственном языке, 29,6% — на русском, 5,5% — на английском. Их на данный момент обучает более 6 тыс преподавателей. 

В целом численность штатного профессорско-преподавательского состава составляет 36 тыс человек. Из числа этих сотрудников 8,1% имеют ученую степень доктора наук, кандидата наук — 31,7%, звание профессора — 6,3% и доцента — 14,7%. 

Число преподавателей, имеющих академическую степень магистра, — более 13 тыс человек, или 36%, доктора философии (PhD) и доктора по профилю — 3 тысячи человек, или 8,5%.

О соотношении количества вузов на население страны рассказал PR-специалист и бизнесмен Нуркен Халыкберген:

«Министерство образования и науки в 2020 году инициировало и провело проверки в порядка 60 вузах РК. Однако роста качества знаний и конкурентоспособности отечественных вузов почему-то не произошло, и — ой! – в первой половине 2021 года МОН РК снова «просит» разрешение у прокуратуры на проведение новых проверок. И этот список уже согласован и вывешен. 

Причем формулировка «проведение проверок в первой половине 2021 года» означает, что проверяющие имеют право начать уже с сегодняшнего дня. Вообще, в министерстве даже есть целое подразделение контроля, помимо департамента высшего образования, — комитет по контролю в сфере образования и науки.

Как бы так вежливо донести до управляющего состава министерства и правительства Казахстана: замордованные проверками вузы, учитывая вышеназванные последствия чрезмерного контроля, уже демонстрируют по факту деградацию, текучку, снижение качества и полное безразличие. Ваша лошадь на последнем издыхании, а вы все точите шпоры и берете новый кнут».

Казахстанец считает, что цель чиновников — сделать высшее образование недоступным для большинства населения.

«Закрытие вузов в последние месяцы почему-то стало главной целью очередного министра образования. Чиновники поверили сами и убеждают в этом руководство страны, что нужно сокращать количество вузов в Казахстане, мол, у нас их слишком много. Утверждается, что в Казахстане должно быть соотношение один вуз на 300 тысяч населения. Тогда как опыт США показывает, что в Америке один вуз — на 60 тысяч населения. Индия и Китай каждый год открывают новые институты и университеты, а мы их, наоборот, сокращаем. 

Показательна история с КазАТК им. М. Тынышпаева — уникальным вузом на территории Центральной Азии почти со 100-летней историей, готовящим транспортных специалистов. КазАТК — это вуз, который признают транспортные университеты России, Германии, Украины, Китая и другие. Он особенно важен для нашей страны, занимающей 9-е место в мире по площади. 

Но вдруг этот вуз не понравился министерству, и было принято необоснованное решение его закрыть, причем в разгар учебного года. Получается, в нашей стране могут закрыть любой вуз и его студенты, которые хотели учиться именно там, могут остаться на улице? Логики в этом нет, одни необоснованные амбиции чиновников, которые нас ведут в средневековый мрак необразованности.

Руководство казахстанского министерства образования почему-то уверено, что только государственные вузы способны обеспечить качественные знания, а коммерческие вузы — это главная проблема в стране. 

В то же время выпускники казахстанских государственных вузов не превосходят своих сверстников из коммерческих. Непонятно, почему министр ставит главной целью сократить количество людей с высшим образованием в этой стране.

Если во всем мире государства пытаются увеличить долю своего населения с высшим образованием, то в нашей стране у чиновников, похоже, стоит задача обратная — сделать высшее образование недоступным для большинства населения, делая для этого все возможное и невозможное», — подчеркивает Халыкберген.