Дальнобойщики, которые в настоящее время находятся на столичном пятаке большегрузов, вот уже неделю вынужденно живут в своих фурах. К такому бойкоту водителей побудило решение властей о повышении тарифов и введение новых платных дорог. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» встретилась с протестующими и узнала, что конкретно их не устраивает и как они намерены отстаивать свои интересы.
На окраине Нур-Султана есть автостоянка, которую в народе уже давно прозвали пристанью большегрузных машин. Именно сюда для ночевки и временной дислокации заезжают водители фур со всего Казахстана. В этот раз перекантовка затянулась на неделю. Представители ЮКО, ВКО, Алматинской, Павлодарской, Костанайской, Карагандинской и других областей — всего примерно 70-80 владельцев больших машин вынужденно остались в столице. Причиной послужила новость о повышении тарифов на платные дороги до 35-40 тенге за один километр трассы.
«Вы видели трассу от Караганды до Мерке? Она никакая, убитая просто. Там одни объезды. Ладно, ремонтируют, хорошо. А другие дороги? Волны, волны, волны…. Это не соответствует тем тарифам, которые хотят установить. Все очень ужасное. Протыкаем колеса. А вы знаете, сколько стоит замена баллона? Как минимум 150 тыс тенге. Мы не представляем, куда нам разрываться: то ли налоги платить, то ли трассы оплачивать, то ли семью содержать. Мы в миллионных кредитах», — возмутились дальнобойщики.
«Дорога забирает полсуммы. Вот платят мне 100 тыс тенге за один рейс, из них я должен отдать за платную дорогу, питаться, а что остается в итоге? Получается, работаем за воздух. Я уже пять дней живу здесь, на автостоянке. Ночую в машине. Понимаете, наши дороги не соответствуют тем деньгам, которые за них просят. Вот, к примеру, сломалась моя машина на дороге. И я остаюсь один на один со своей проблемой. Никто не едет и не помогает мне, если только другие ребята-дальнобойщики не проедут и не поддержат, а так я никому не нужен. Элементарно нет эстакады или того же туалета. Бывает в минус работаем. Куда это годится? Какие люди сидят у власти? Такое чувство, что необразованные, недальновидные, которые даже представления не имеют о том, как работать. Им просто плевать на нас, простой народ», — высказался Сакен ага, который вот уже почти 30 лет колесит по просторам Казахстана.
Абылай ага из Караганды, так же как и предыдущий собеседник, не первый день за рулем и прекрасно знает, как обстоят дела на казахстанских трассах.
«Я езжу по направлению Караганды — Костанай. Это примерно 1 тыс километров. 37 тыс тенге — за платную дорогу, 50 тыс тенге — мои суточные, питание, проживание. А за рейс платят 120 тыс тенге. Чистый доход — 33 тыс тенге. Вчера, на праздник, я даже не смог отправить деньги на подарки своим пятерым детям», — сказал мужчина, добавив, что в соседней России дела с платными дорогами обстоят иначе.
Как отметил дальнобойщик, в РФ один км платной дороги обходится водителям в два рубля, что равносильно 12 тенге.
«Но там и дороги какие шикарные! Даже лучше, чем автобан Нур-Султан — Щучинск. А у нас? Плакать хочется: стоянок, эстакад нет, даже бесплатные туалеты убрали. А те, что придорожные, — одно название: один раз сходить по нужде — 50 тенге. Я здесь уже шестой день. Денег нет», — добавил Абылай ага.
«Заказчик, к примеру, готов платить за рейс 240 тыс тенге. Логист, если его так можно назвать вообще, платит нам 170 тыс тенге, а остальное — себе в карман», — поясняют мужчины.
Самое печальное во всей сложившейся истории то, что за все время бойкота никто из представителей власти так и не приехал к ним.
«Ребята несколько дней стоят здесь. Никто никуда не выезжает. Никакой груз не берут они. Кроме сотрудников полиции, которые попросили сильно «не кипишевать», никого не было. Вчера еще приезжали журналисты телеканала КТК. Прекрасно понимаю положение водителей, поэтому даже плату с них не беру, наоборот, стараюсь хоть немного помочь им. Вчера вот купил барана», — отмечает начальник стоянки Аман Баймурзинов.
Между тем в министерстве индустрии и инфраструктурного развития говорят, что о недовольствах дальнобойщиков знают. Более того, сегодня на брифинге глава ведомства Бейбут Атамкулов сообщил о том, что тарифы на платные дороги останутся прежними, то есть на уровне 2013 года.
«За проезд по дороге Нур-Султан — Темиртау водители платят уже с 2019 года. На участке дороги от Темиртау до Караганды внедрение платности не предусмотрено. Система платности на участке Нур-Султан — Костанай будет внедряться поэтапно после ремонтных работ», — добавили в МИИР РК.
По словам представителя АО «НК «КазАвтоЖол» Диаса Ахметшарипа, дальнобойщики не останутся один на один со своими трудностями.
«Мы рассылали релиз с информацией, что в течение семи дней соберем пожелания, предложения в письменном виде всех участников дорожного движения, дальнобойщиков. Создана рабочая группа под председательством вице-министра. Она работает 24 на 7. Будут приниматься решения. После проведем большой брифинг в СЦК», — призывает к терпению бастующих официальный представитель АО.
Добавим, что сегодня на заседании мажилиса депутаты фракции «Ак жол» выразили поддержку водителям и предпринимателям и потребовали от «КазАвтоЖола» отказа от заявленных планов по пятикратному увеличению тарифа за проезд по платным автодорогам.
«Возмущенные граждане справедливо указывают на несоответствие повышения тарифов качеству дорог, обращают внимание на непрозрачный характер деятельности компании «КазАвтоЖол», злоупотребление монопольным положением. Вынуждены напомнить, что еще в 2013 году депутатская фракция «Ак жол» выступала против создания данной компании, заявив, что тем самым «создается очередной монстр, делающий коммерцию на государственных функциях и за счет налогоплательщиков». К сожалению, госорганы не услышали наши предостережения, а сама компания с тех пор регулярно мелькала в коррупционных скандалах», — солидарны с водителями депутаты.
Читайте также: Казахстанцы не будут платить за проезд по неотремонтированным дорогам
Слуги народа напомнили, что во всем мире платные автодороги вводятся только при наличии бесплатной альтернативной трассы.
«А вы оставляете людей без выбора, хотя дороги строятся на их же налоги. Нужно понимать, что при наших расстояниях в Казахстане и без того затраты на транспортировку порой составляют 10-15% от себестоимости товаров. А пятикратный рост тарифа автоматически приведет к росту цен на продукты и товары для населения, которое и без того находится в крайне непростом положении (…). Получается, и предприниматели, и граждане работают на бездонные аппетиты структур, созданных на их же деньги и с нарушением их права выбора», — добавили депутаты.
В поддержку дальнобойщиков также выступили мажилисмен Артур Платонов и известный боец ММА Куат Хамитов.