Ножом по милосердию: С какими трудностями сталкиваются казахстанские волонтеры?

На сегодняшний день более 180 тыс казахстанцев посвятили себя волонтерству и оказывают помощь окружающим. По крайней мере, такую цифру назвали в министерстве информации и общественного развития. По оценке центра Talap, экономический вклад  добровольцев  в экономику Казахстана в 2020 году составил 3,9 млрд тенге. Однако, как сообщили корреспонденту ИА «NewTimes.kz» некоторые волонтеры, за каждым добрым делом стоит колоссальная работа и минимум поддержки со стороны местных исполнительных органов.

Фото: unsplash.com

В прошлом году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал четко понять, что развитие волонтерской деятельности, меценатства и благотворительности — приоритет государства.

«Благотворительные и волонтерские организации должны получить реальный юридический статус, который обеспечит им необходимые условия для работы, в том числе с государством и бизнесом. Правительству поручено проработать этот вопрос. Большое значение имеет выработка действенных инструментов для предоставления льгот при получении государственных услуг, содержании инфраструктуры, информационном сопровождении. Кроме того, важен вопрос налоговых льгот», — сказал тогда глава республики.

В волонтера из Акмолинской области (город Акколь) Игоря Ильина слова президента вселили надежду, что его дело обретет значимость и  добрые поступки, которые он совершает на протяжении последних двух лет, не останутся без поддержки со стороны властей и СМИ.

«Поймите меня правильно, мне не нужно всеобщее признание. Мне важно другое, чтобы тем людям, которым я помогаю, была оказана поддержка. Да, я предприниматель и зачастую помощь оказываю из собственного кармана, но всегда думал, что волонтерство — это тандем местной исполнительной власти и добродетелей. Однако вся государственная поддержка сводится к грантам, которые либо невозможно получить, либо требуется колоссальная отчетность. Бумажная волокита сводит на нет желание заниматься добрыми делами», — разочаровался в госорганах Игорь Ильин.

Собеседник уделяет особое внимание роли СМИ в волонтерской деятельности.

Читайте также: Волонтеры спасают погибающий от голода скот в Мангистауской области

«Когда обращаюсь за помощью к изданиям, большинство отказывает в публикации материалов, ссылаясь на мошеннические схемы. Почему у нас любят подводить всех под одну гребенку? Мне ли вам говорить, как важен охват аудитории в оказании помощи многодетным, семьям, где только один родитель воспитывает детей, и тем, где растут особенные девчонки и мальчишки. Что в итоге? В вопросах, в которых требуется колоссальная помощь общественности, приходится обходиться силами добрых людей родного города. Может, пора создать общий список всех казахстанских волонтеров и разослать их по редакциям, чтобы там понимали, кто работает законно, а кто нет?» — добавляет Игорь Ильин, еще раз отмечая слабую работу местного акимата в вопросах поддержки волонтеров.

По словам координатора волонтерского движения Lider.kz (Петропавловск) Кристины Ашпековой, единственное, чем «помогает» местный акимат, — предоставляет списки нуждающихся, и то не всегда.

«Мы работали с акиматом только один раз, в прошлом году. Тогда запросили у них списки ветеранов для поздравлений. Они дали его, но нынче нас проигнорировали. Пришлось ездить по прошлогодним данным. Наша главная проблема — отсутствие мест для расклейки ориентировок. Мы размещаем их на столбах, а с подъездов объявления срывают жильцы дома. Когда обратились за помощью в акимат, там лишь в очередной раз сказали то, что и так знаем: расклеивать объявления на остановочных комплексах нельзя», — делится частью проблем Кристина Ашпекова.

Волонтеров, которые каждый день сталкиваются с трудностями, далеко не один и не два. Думаем, не ошибемся, если скажем, что все они хотят только одного — трудиться во благо нуждающихся и знать, что представители власти протянут руку помощи в нужный момент. Пример такого тандема, когда 25-летний казахстанец Курмет Талапкызы собрал десятки людей на сенокос для спасения гибнущего скота в регионах, организовал подвоз сена, а национальный перевозчик КТЖ не стал брать деньги за вагоны и транспортировку груза.

Надеемся, что со временем волонтерская деятельность на местах и даже в самых отдаленных аулах Казахстана, наконец, обретет статус значимого общественного института.