В Северной Европе есть государство, которое по площади чуть больше Карагандинской области, а количество местного населения — в пределах 10-15 млн человек. В этой маленькой стране с незначительными человеческими ресурсами сумели достичь таких колоссальных успехов, что в мировом рейтинге благополучия людей и развития экономики она занимает седьмое место. Мы говорим о Швеции. Туда почти четыре года назад переехали супруги из Туркестанской области — Кайрат и Бану Алдабергеновы. Специально для издания ИА «NewTimes.kz» хранительница домашнего очага поведала о том, почему они решили поменять место жительство и чем уникален Стокгольм.
Оба супруга работают в сфере общепита. В Казахстане они неплохо зарабатывали, но в Швеции их уровень дохода значительно повысился. Однако причиной переезда стал не материальный вопрос, а закоснелые устои общества.
«У нас нет детей. Постоянное давление, расспросы со стороны родственников, знакомых поселили в нашем сознании идею о смене места жительства. И, знаете, как в той пословице, чем дальше — тем лучше. Выбор пал на Стокгольм, потому что здесь живут наши друзья», — начинает рассказ Бану.
Первый день знакомства с новой страной и столицей девушка помнит по сей день. Серый, на первый взгляд, неприметный городок, больше похожий на деревню, сначала не произвел на нее особого впечатления.
«Верите — нет, но, находясь в Казахстане, я ни разу не зашла в интернет, чтобы поинтересоваться, что это за страна такая, Швеция, просто следовала за мужем. Когда переезжали сюда, стоял ноябрь, вокруг серые дома, больше похожие на деревенские. Тогда даже мысль проскользнула: «О, Аллах, куда нас занесло?» Это потом я поняла, чем уникальна эта страна — стабильностью во всем: заработная плата, цены на жилье, продукты», — вспоминает собеседница.
Потребовалось несколько месяцев, чтобы казахстанка привыкла к новой обстановке, а главное, к значительно отличающимся условиям жизни и местному населению.
«Нас приятно удивило то, как шведы формируют экологическую сознательность у своих детей. Вы можете не верить, но здесь малышей учат сортировать мусор с детского сада. Выбрасывать картон, пластик, бумагу в разные мусорные баки естественно даже для двухлетних дошколят. Различать разные материалы им помогают не только воспитатели, но и специальные обучающие мультики, игры, а также приложения в мобильных устройствах», — продолжает девушка.
Собеседница добавляет, что уже в младших группах детских садов дети учатся накладывать еду самостоятельно и соотносить количество еды со своим чувством голода.
«Обеды в школах, как правило, также устроены по принципу шведского стола — бери столько, сколько съешь. В некоторых школах даже проходят соревнования между классами — кто меньше еды выбросит. «Чистая Швеция», «Очисти Швецию» — лишь пара из многочисленных инициатив для школьников, которые убирают мусор на улицах, в лесах, очищают побережья и водоемы. Они не только помогают окружающей среде, но и получают за свою работу деньги, которые тратят, например, для поездок на соревнования, в спортивные лагеря и на путешествия. Любить и понимать природу — неотъемлемая часть шведской жизни. Оставить после себя все так, как было до, забрав с собой весь мусор, — единственно возможный вариант», — подчеркивает Бану.
Семьи в Швеции, так же как и в Казахстане, ведут общий бюджет. Правда, там не редкость и раздельные кошельки.
«Некоторые пары делят только общие расходы, а также некоторые сбережения, пополам, а все остальное каждый из супругов откладывает на свое усмотрение», — делится своими наблюдениями Бану.
«Шведы — люди, которые все планируют и у них нет спонтанности. Когда на свет появляется ребенок, они сразу ставят его в очередь на жилье, и по достижении 18 лет он получает заветные квадратные метры. Вообще, на недвижимость в Стокгольме высокий спрос. Если удается снять жилье напрямую у жилищной компании (государственной или частной), которая владеет всем домом, то заключается контракт «первой руки». Он может быть постоянным или краткосрочным. Наиболее распространенный путь получения контракта «первой руки» — регистрация в очереди на жилье при муниципалитете», — говорит девушка, добавляя, что стоимость аренды самой маленькой квартиры начинается от 800 евро (почти 400 тыс тенге). Правда, в эту стоимость входят коммунальные платежи.
«Самое удивительное, что здесь не пользуются популярностью частные клиники. Местная система здравоохранения выстроена таким образом, что любая государственная поликлиника может дать фору платному медицинскому учреждению», — акцентирует внимание на самом важном для человека вопросе собеседница.
В период пандемии, как вспоминает Бану, власти страны повели себя мудро, что позволило стране выйти из ситуации с минимальными потерями.
«Но здесь особо следует отметить менталитет шведов, которые неукоснительно исполняли все требования по ношению масок, соблюдению дистанции и других карантинных мер. Здесь люди послушные и исполнительные. Чиновники тоже стараются следовать тем требованиям, которые диктует общество. Шведскому госслужащему ничего не стоит пообедать прямо на рабочем месте из обычного контейнера. И еда эта не ресторанная, а та, что, к примеру, приготовлена мамой или женой», — отмечает собеседница.
В унисон словам собеседницы приводим отывок из материала редакции «БесПОНТОВЫЕ чиновники: Что отличает казахстанских госслужащих от иностранных слуг народа», где говорится о женщине, которая несколько лет назад занимала пост министра занятости Швеции, а ныне она министр труда. Речь об Илве Джулии Маргарете Йоханссон.
«Шведская женщина возвращается домой и ждет поезд. Она купила себе сэндвич на случай, если ночью захочется кушать. Ее улыбка на камеру выглядит естественно и доброжелательно. Все бы ничего, но… эту женщину зовут Илва Джулия Маргарета Йоханссон и она министр труда Швеции. А еще она путешествует без лимузинов и охранников. Йоханссон — одна из самых успешных социальных министров Швеции. За время пребывания на этом посту она успела основательно снизить безработицу в стране», — говорилось в материале.
По словам Бану Алдабергеновой, действительно, шведские чиновники отличаются завидной скромностью, которой следовало бы поучиться и казахстанским госмужам.