Спустя 27 лет после закрытия в Семее задумались о возрождении детской железной дороги

Детство, наверно, самая незабываемая пора в жизни каждого. Чем старше человек становится, тем больше воспоминаний уносят его в детство. Пожалуй, у каждого взрослого жителя Семея такие воспоминания связаны с детской железной дорогой, которая была на острове Кирова (ныне Бейбітшілік). Семейчане говорят, что было бы неплохо, если бы детская железная дорога возродилась. Ведь в маленьком поезде, сконструированном под настоящий, можно было объехать весь остров. Об истории «Малого Турксиба» — именно так называлась детская железная дорога — рассказывает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.

Фото предоставлено краеведческим обществом «Прииртышье»

Документы о строительстве сохранились в центре документации новейшей истории ВКО.

Для создания учебно-производственной базы для профориентации и отдыха учащихся школ города в начале апреля 1979 года одобрили предложение Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги о строительстве детской железной дороги силами предприятий, организаций и учебных заведений. Строительство на острове Кирова планировали завершить к 1 мая 1980 года — ко дню 50-летия открытия Турксиба. Горком комсомола, в свою очередь, объявил данный объект ударной комсомольской стройкой города.

И работа закипела. Для начала под строительство первой очереди отвели земельный участок площадью 2,5 гектара, затем приступили к земляным работам, стали укладывать рельсы узкоколейной дороги. В середине июля соорудили временный вокзал детской железной дороги, для чего использовали сборный павильон облмолобъединения, а в конце этого же месяца на путь узкой колеи были установлены тепловоз и четыре цельнометаллических вагона.

5 августа 1979 года, во Всесоюзный день железнодорожника, детская железная дорога «Малый Турксиб» была торжественно открыта. По этому случаю собрались руководители области и города, рабочие и инженерно-технические работники Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги, сотни горожан. Все, кто увидел своими глазами новую дорогу, говорили: «Да, это замечательный, прекрасный подарок детям в Международный год ребенка!»

Действительно, «Малый Турксиб» вызывал гордость и восхищение. И в первую очередь за людей, построивших эту дорогу. Место для нее также выбрано отличное: в старом тенистом парке, кругом зелень, цветы, сама природа создала здесь уют для отдыха малышей.

Начальником детской железной дороги был назначен Григорий Шейко.

Официально первая очередь железной дороги «Малый Турксиб» была принята в эксплуатацию 25 декабря 1980 года. С первого дня работы детской дороги за ней учредили строгий надзор. Тепловоз и вагоны на зиму консервировались, для охраны всей дороги выстроили специальный сторожевой домик. К началу эксплуатационного сезона (май-октябрь) дорога тщательно проверялась, специалисты осматривали буквально каждый cантиметр дороги и каждый работающий механизм.

Но иногда случались и непредвиденные ситуации. Так, весной 1985-го дважды произошло затопление детской железной дороги и в некоторых местах размыло пути, но к началу сезона все полностью восстановили, а в 1988 году произошел сход одного вагона, обошлось без пострадавших.

В июле 1986 года сдали в эксплуатацию вторую очередь детской железной дороги.

К этому летнему сезону работу провели особенно тщательно: на колоннах установили имитированные часы, отремонтировали сторожевую будку, перрон и станционный павильон, установили красочные плакаты на здании и указатели по маршруту от моста до вокзала детской железной дороги, отремонтировали пути и путевое хозяйство с установкой переездных будок, установили светофоры, громкоговорящую аппаратуру, четыре вагона укомплектовали пожарным инвентарем.

Читайте также: Забытая полувековая история: Что стало с Атбасарской узкоколейной железной дорогой

Вторая очередь «Малого Турксиба» увеличила протяженность детской железной дороги более чем вдвое. Если раньше на дороге всего в два километра существовали станции «Пионерская» и «Комсомольская», то теперь на маршруте в пять километров появились совершенно новые — «Ленинская», «Кировская» и «Калининская» (по названию районов города). На каждой станции были выстроены посадочные платформы, свой вокзал и павильон. Вторая очередь связала все культурно-спортивные комплексы острова.

К летнему сезону 1987 года совместно с кафедрой графики пединститута вагоны художественно оформили и снаружи выкрасили голубой эмалью. В это же время провели ремонт в здании бывшего ресторана «Весна» для приспособления его под помещение вокзала детской железной дороги.

В 1988 году начальником детской железной дороги стал С.М. Мазный в связи с достижением пенсионного возраста Шейко, который умер в январе 1989-го.

В 1990 году вагоны заменили на новые, но уже в 1991-м начался закат первой детской железной дороги в Семее. Сначала сократили начальника, его заместителя и инструктора, а в 1993 году детскую железную дорогу передали в распоряжение ПЧ-18.

29 мая 1995 года вышел приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги о закрытии детской железной дороги из-за отказа областной администрации в оказании финансовой помощи. Всех работников, кроме охранников, отправили в отпуск без содержания.

В прошлом году городские власти решили благоустроить остров и обустроить парк  отдыха для семейчан. От горожан начали поступать предложения о возрождении «Малого Турксиба». Как сообщил на недавней пресс-конференции руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции Семея Амантай Утельбаев, по благоустройству острова готовится эскиз. Над этим работают дизайнеры и архитекторы.

«Согласно утвержденным эскизам, будет дальнейшая реализация. Например, там будет асфальтирование, были предложения по изменению тропы здоровья, реконструкции детской железной дороги. За стелой есть места, в которых также хотят установить современные сооружения», — рассказал Амантай Утельбаев.

Появится ли детская железная дорога на острове вновь в Год детей в Казахстане, покажет время.