Детство, наверно, самая незабываемая пора в жизни каждого. Чем старше человек становится, тем больше воспоминаний уносят его в детство. Пожалуй, у каждого взрослого жителя Семея такие воспоминания связаны с детской железной дорогой, которая была на острове Кирова (ныне Бейбітшілік). Семейчане говорят, что было бы неплохо, если бы детская железная дорога возродилась. Ведь в маленьком поезде, сконструированном под настоящий, можно было объехать весь остров. Об истории «Малого Турксиба» — именно так называлась детская железная дорога — рассказывает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.
Документы о строительстве сохранились в центре документации новейшей истории ВКО.
Для создания учебно-производственной базы для профориентации и отдыха учащихся школ города в начале апреля 1979 года одобрили предложение Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги о строительстве детской железной дороги силами предприятий, организаций и учебных заведений. Строительство на острове Кирова планировали завершить к 1 мая 1980 года — ко дню 50-летия открытия Турксиба. Горком комсомола, в свою очередь, объявил данный объект ударной комсомольской стройкой города.
И работа закипела. Для начала под строительство первой очереди отвели земельный участок площадью 2,5 гектара, затем приступили к земляным работам, стали укладывать рельсы узкоколейной дороги. В середине июля соорудили временный вокзал детской железной дороги, для чего использовали сборный павильон облмолобъединения, а в конце этого же месяца на путь узкой колеи были установлены тепловоз и четыре цельнометаллических вагона.
5 августа 1979 года, во Всесоюзный день железнодорожника, детская железная дорога «Малый Турксиб» была торжественно открыта. По этому случаю собрались руководители области и города, рабочие и инженерно-технические работники Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги, сотни горожан. Все, кто увидел своими глазами новую дорогу, говорили: «Да, это замечательный, прекрасный подарок детям в Международный год ребенка!»
Начальником детской железной дороги был назначен Григорий Шейко.
Официально первая очередь железной дороги «Малый Турксиб» была принята в эксплуатацию 25 декабря 1980 года. С первого дня работы детской дороги за ней учредили строгий надзор. Тепловоз и вагоны на зиму консервировались, для охраны всей дороги выстроили специальный сторожевой домик. К началу эксплуатационного сезона (май-октябрь) дорога тщательно проверялась, специалисты осматривали буквально каждый cантиметр дороги и каждый работающий механизм.
Но иногда случались и непредвиденные ситуации. Так, весной 1985-го дважды произошло затопление детской железной дороги и в некоторых местах размыло пути, но к началу сезона все полностью восстановили, а в 1988 году произошел сход одного вагона, обошлось без пострадавших.
К этому летнему сезону работу провели особенно тщательно: на колоннах установили имитированные часы, отремонтировали сторожевую будку, перрон и станционный павильон, установили красочные плакаты на здании и указатели по маршруту от моста до вокзала детской железной дороги, отремонтировали пути и путевое хозяйство с установкой переездных будок, установили светофоры, громкоговорящую аппаратуру, четыре вагона укомплектовали пожарным инвентарем.
Читайте также: Забытая полувековая история: Что стало с Атбасарской узкоколейной железной дорогой
Вторая очередь «Малого Турксиба» увеличила протяженность детской железной дороги более чем вдвое. Если раньше на дороге всего в два километра существовали станции «Пионерская» и «Комсомольская», то теперь на маршруте в пять километров появились совершенно новые — «Ленинская», «Кировская» и «Калининская» (по названию районов города). На каждой станции были выстроены посадочные платформы, свой вокзал и павильон. Вторая очередь связала все культурно-спортивные комплексы острова.
К летнему сезону 1987 года совместно с кафедрой графики пединститута вагоны художественно оформили и снаружи выкрасили голубой эмалью. В это же время провели ремонт в здании бывшего ресторана «Весна» для приспособления его под помещение вокзала детской железной дороги.
В 1990 году вагоны заменили на новые, но уже в 1991-м начался закат первой детской железной дороги в Семее. Сначала сократили начальника, его заместителя и инструктора, а в 1993 году детскую железную дорогу передали в распоряжение ПЧ-18.
29 мая 1995 года вышел приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги о закрытии детской железной дороги из-за отказа областной администрации в оказании финансовой помощи. Всех работников, кроме охранников, отправили в отпуск без содержания.
В прошлом году городские власти решили благоустроить остров и обустроить парк отдыха для семейчан. От горожан начали поступать предложения о возрождении «Малого Турксиба». Как сообщил на недавней пресс-конференции руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции Семея Амантай Утельбаев, по благоустройству острова готовится эскиз. Над этим работают дизайнеры и архитекторы.
«Согласно утвержденным эскизам, будет дальнейшая реализация. Например, там будет асфальтирование, были предложения по изменению тропы здоровья, реконструкции детской железной дороги. За стелой есть места, в которых также хотят установить современные сооружения», — рассказал Амантай Утельбаев.
Появится ли детская железная дорога на острове вновь в Год детей в Казахстане, покажет время.