Госзаказ на дошкольное воспитание в Туркестанской области как способ легкого заработка

Служба экономических расследований займется проверкой деятельности южноказахстанских предпринимателей, которые выбрали госзаказ на дошкольное воспитание как способ легкого заработка, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин. Пристальное внимание областных властей незадачливые бизнесмены спровоцировали сами.

Иллюстративное фото автора
Напросились...

В октябре 2021-го владельцы частных детсадов из нескольких районов области устроили митинг у здания акимата в Туркестане. СМИ тогда пестрели кричащими заголовками: «Частные детские сады Туркестанской области под угрозой вымирания», «В Туркестанской области могут закрыться более 1000 частных детских садов».

По имеющейся информации, в детских садах Туркестанской области числится 155 854 ребенка в возрасте 1-6 лет. Охват детей дошкольными учреждениями составляет 98%.

«1024 из них уже готовы закрыться, еще семь держатся из последних сил. Бизнесмены заявляют, что работать в таких условиях они больше не могут. В регионе почти 90% детских садов являются частными. Несколько лет назад бизнесмены их открывали в рамках государственно-частного партнерства. Предполагалось, что государство будет обеспечивать подушевое финансирование проекта. На деле же все оказалось иначе», — сообщал местный инфорпортал vera.kz.

Приняв на веру крики о помощи, в бой ринулась областная палата предпринимателей. На деле оказалось, что детсады, работающие на госзаказе, действительно не получали в полном объеме положенных им денег.

«В соответствии с утвержденными расчетами по единой методике, подушевой норматив финансирования в дошкольных организациях в Туркестанской области в 2021 году должен составлять для городов 37 537 тенге, а для сельской местности — 41 053 тенге. Однако до настоящего времени на одного ребенка в области выделялось 25 582 тенге в месяц», — так обрисовал ситуацию директор палаты предпринимателей Туркестанской области Тимур Накипбеков.

В управлении развития человеческого потенциала дали другие цифры. В 2017-2019 годах деньги выделялись из расчета 19 354 тенге за одно место. Потом эта сумма увеличилась до 30 150 тенге. Сути дела этот разнобой менял непринципиально, для решения проблемы требовалось 26,5 млрд.

Поскольку ходоки от детсадов пробивались, как на юге принято, лично к главному бастыку области, аким Умирзак Шукеев взял вопрос на контроль. Для начала решено было до конца прояснить реальное положение дел.

Вопрос терминологии

Подчиненные Умирзака Естаевича к решению вопроса подошли творчески (такое нечасто, но случается). Очередной мораторий на проверки малого и среднего бизнеса исключал возможность обычной ревизии детских садов. Тотальную проверку назвали модным иноземным словом «мониторинг», и дело пошло. Слегка ошарашенные таким креативным подходом прокурорские поворчали, но куда деваться?! Все было сделано красиво. Результаты мониторинга оказались неожиданными для всех.

Чем глубже ответственные должностные лица и представители отраслевой ассоциации предпринимателей погружались в проблему, тем больше вопросов возникало к самим предпринимателям. Им было предоставлено множество льгот: освобождение от НДС, трехлетний мораторий по налогам, детские сады было запрещено проверять чаще одного раза в году. СЭН смягчил требования по санитарным нормативам.

Редкий в наших реалиях взаимодействия бизнеса с государством случай, когда предпринимателям предоставили почти полную самостоятельность, рассчитывая если не на их ответную любовь, то хотя бы на простое уважение. Акты, обнаруженные мониторинговыми группами и обобщенные акиматом области, были просто невероятны.

Всего в Туркестанской области 1400 дошкольных учреждений:

  • 268 государственных;
  • 1029 (73,5%) частных;
  • 103 мини-центра при школах.

Охват детей дошкольными учреждениями 98% — 155 854 ребенка в возрасте 1-6 лет. «Мертвые души», приписки, несоответствие зданий санитарным и техническим требованиям — далеко не все.

Впечатляющие масштабы

«Результаты мониторинга требуют серьезного анализа не только и не столько криминальной составляющей, финансовых нарушений, сколько самой системы взаимодействия госорганов, общественных объединений и учреждений дошкольного воспитания, — говорит директор Туркестанского филиала Казахстанской ассоциации непрерывного образования Дильдар Кабирова. — К сожалению, недобросовестные предприниматели обнаружились и среди членов нашей ассоциации. Сама убедилась, посетив в составе мониторинговой группы несколько детсадов в Кентау и Туркестане. Здания не соответствуют санитарным нормам. Исправно получая деньги по госзаказу на 75 детей, один садик реально принимает максимум десять. Не хочу называть этих предпринимателей поименно. Я по природе оптимистка и верю в людей. Надеюсь, что они сделают из этого правильные выводы. Большая часть приходит в этот непростой бизнес все же не за легкими деньгами. В работе с детьми так не бывает. В бизнесе на первом месте всегда стоят деньги, прибыль. В сфере дошкольного воспитания такой подход не работает. Здесь нужна прежде всего любовью к детям. Всю работу надо выстраивать для них. От открытия до получения первой прибыли иногда годы проходят. Надо быть готовым к этому».

Комиссия под председательством заместителя акима Туркестанской области Сакена Калкаманова (которому приписывают инновационный метод проверок мониторингом) побывала в 1400 детских садах. Пришлось преодолевать глухое сопротивление владельцев и открытый саботаж. Работать было непросто, но результаты того стоили.

Установлено, что 1393 детсада получали подушевое финансирование на 154 214 детей. Реальных койко-мест в детских садах гораздо меньше. Изучив документы на 150 811 детей, выяснили, что реально посещало детские сады лишь 73%. Серьезные нарушения мониторинговые группы выявили в 123 детсадах. Лидером антирейтинга признан Сарыагашский район.

Обнаружились вопиющие факты нарушений санитарно-гигиенических требований. В некоторых детсадах пошли по методу три в одном — игровые площадки, спальни, столовые были компактно размещены в одной комнате, на установленных кроватях не помещались даже малыши, рацион питания был более чем скромным и явно не дотягивал до нормативного. Некоторые садики, получая деньги по госзаказу, фактически не работая, были на ремонте или вовсе закрыты.

Предварительные выводы

Сумму ущерба, нанесенного не в меру предприимчивыми предпринимателями государству, еще предстоит установить компетентным органам. Моральный и репутационный ущерб от массового очковтирательства с криминальным уклоном оценить трудно.

«Прежде всего в результате действий некоторых владельцев частных детских садов подорвано доверие к самой системе и принципам государственно-частного партнерства. Главным при внедрении подушевого финансирования в дошкольном воспитании и образовании был принцип саморегулирования. Государство исходило из презумпции порядочности предпринимателей, которые шли работать в эту сферу. Их избавили от мелочной опеки, проверок. По умолчанию предполагалось, что они будут добросовестно относиться к взятым на себя обязательствам. К сожалению, принцип доверия не сработал так, как задумывалось. Не справилась со своими контрольными функциями и структура управления развития человеческого потенциала», — констатировал заместитель акима Туркестанской области Сакен Калкаманов.

В управлении и районах полетели головы. Своего поста лишились начальник, несколько руководителей районных отделов. Зачистка запущенного хозяйства продолжается.