Наши рынки и торговые дома завалены одеждой и обувью из Китая, Турции и Кыргызстана. Пуховиков, платьев и ботинок с лейблом «made in KZ» на прилавках днем с огнем не найдешь. Несмотря на то, что в Казахстане работает более тысячи, а в Карагандинской области – около сотни предприятий легкой промышленности. Почему сложилась такая ситуация и какие товары на самом деле шьют карагандинские фабриканты, разбиралась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Валентина Агапова.
Карагандинская область – один из крупнейших промышленных регионов Казахстана. Здесь много металлургических заводов, угольных шахт, разрезов, рудников и обогатительных фабрик. На них работают десятки тысяч человек, которые нуждаются в спецодежде и униформе. Спрос, как известно, рождает предложение. Поэтому большинство предприятий легкой промышленности Карагандинского региона ориентированы на выпуск спецодежды. Самые крупные из них – швейные фабрики «Ютария LTD» (Жезказган и Караганда), «SARAN-TEX» (Сарань), «Фортуна» (Темиртау).
Многие фабрики сотрудничают с промышленными предприятиями. К примеру, жезказганское предприятие «Ютария LTD» шьет униформу для сотрудников корпорации «Казахмыс». Темиртауский производитель «Temirtau Associates and ancillaries» является корпоративным поставщиком компании «АрселорМиттал Темиртау», которой принадлежат шахты и металлургический комбинат. Их можно назвать счастливчиками, поскольку у них есть стабильный рынок сбыта. А тем, у кого нет клиентов-промышленников, приходится выживать в конкурентной среде.
Если спецовку «made in Karaganda» можно увидеть на каждом шахтере и металлурге, то повседневную одежду с такой этикеткой найти трудно. Но нельзя сказать, что в карагандинском регионе их не шьют. Шьют! Среди таких редких производств – абайская фабрика «Стежок». У этого предприятия богатая история. В советское время оно одевало, можно сказать, всю нашу республику. Здесь шили модные тогда болоньевые плащи и крутки.
После развала СССР фабрика более 20 лет пустовала. В 2017 году ее выкупил предприниматель Нурхан Жумабеков и начал восстанавливать. Сейчас здесь действуют швейный, вышивальный и раскройный цеха, в них работает около 100 человек.
Читайте также: Чем сейчас занимается компания из СКО, синий тазик которой демонстрировали президенту
Начинала абайская фабрика со спецодежды, а в апреле 2021 года наладила выпуск товаров для населения. Здесь шьют зимние и демисезонные куртки, трикотажные изделия и спортивную одежду – худи, свитшоты, жилеты, брюки и костюмы. Эти вещи можно купить, посетив швейную фабрику. А в магазинах их не найдешь. Розничные реализаторы неохотно берут товар «made in KZ», а если и соглашаются, то «накручивают» на него минимум 100% от цены.
Носки для народа«К сожалению, одежда для населения местных производителей пока еще слабо представлена на нашем рынке, — констатирует печальный факт председатель комитета легкой промышленности при региональном совете палаты предпринимателей Карагандинской области Андрей Шмарин. – Сам же процесс продажи идет тяжело, так как рынок заполнен товаром из Китая и Кыргызстана».
Если одежды «made in Karaganda» в магазинах нет, то носки и колготки найти можно. В области действует несколько чулочно-носочных фабрик, две из которых находятся в Караганде и одна – в Темиртау. Надо отметить, что это новые производства, открытые на базе советских предприятий.
По качеству отечественный товар не уступает китайским, турецким и российским аналогам, зато цены – ниже. К примеру, мужские спортивные носки, связанные в Караганде, стоят от 200 до 600 тенге за пару, женские легинсы с лайкрой – 2000 тенге, а детские колготки – от 400 до 800 тенге.
В структуру легкой промышленности входит обувное и кожевенное производство. Оно, к сожалению, в Карагандинском регионе области не развито. В советское время в областном центре была большая обувная фабрика. Она выпускала туфли и босоножки – для женщин, сандалии – для детей, ботинки и сандалеты – для мужчин. Для них использовали как натуральную кожу, так и искусственные материалы. В 1960-е годы предприятие шила около 1 млн пар обуви в год.