Тень малой авиации в Атбасаре

Практически единицы могут вспомнить, как выглядел аэропорт Атбасара. Исторические сведения об этом утеряны, да и здание аэропорта, то есть терминал, уже полностью разрушен. Хотя сегодня на его месте расположен филиал ТОО «Сайга Эйр», который занимается авиационно-химическими работами, воздушной съемкой и наблюдением, охраной и защитой лесного фонда. Одноэтажное здание, похожее на частный дом, и прилегающая территория, на которой находятся несколько бортов Ан-2, — лишь тень былого аэропорта. Как и чем славился аэропорт в Атбасаре, решил вспомнить собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Данияр Садвакасов.

Фото автора
Воспоминания из прошлого

Из рассказов тех, кто работал в Атбасарском аэропорту, известно, что во время Великой Отечественной войны аэропорт был Карагандинским филиалом Казахского территориального управления гражданского воздушного флота СССР, который в 1965 году преобразовали в Казахское управление гражданской авиации министерства авиации СССР.

С 1973 по 1989 годы Аман Куракбаев работал авиатехником в аэропорту, а когда здание закрыли, перевелся на станцию авиационной радиосвязи (аэронавигация) машинистом, здание которого находилось по соседству с аэропортом.

«Изначально в аэропорту были маленькие авиасуда, но они не базировались на территории, лишь делали небольшую остановку и летели дальше. А позже прилетали Ан-24, Ан-30, Ан-26, Л-410. В сутки было 8 рейсов, взлетная полоса всех выдерживала. Из Атбасара с пересадками и прямым рейсом можно было долететь до Москвы, Минеральных Вод (Россия) и Харькова (Украина). Но во время распада СССР аэропорт закрыли, все развалили. А я перевелся на радиосвязь и работал там до 1995 года, пока не вышел на пенсию», — рассказывает Аман Куракбаев.

По словам авиатехника, в период перестройки одновременно с атбасарским закрылся аэропорт в Степногорске.

«Когда закрыли аэропорт, сразу сократили 30 человек. Это операторы, секретари и другие. Хотя аэропорт был удобно расположен, через Атбасар до сих пор пролетают самолеты. Помню, что в аэропорту приземлялись грузовые борта, перевозили солдат. В 1980-е годы планировали построить венный аэродром, но все приостановили. В моей памяти осталось и знаменательная встреча: как-то я присутствовал, когда встречали Динмухамеда Кунаева с делегатами в атбасарском аэропорту», — делится аксакал.

Аман Куракбаев добавил, что в живых из коллег, кто работал в аэропорту, остались единицы.

Полеты над городом за один рубль

Житель города Евгений Черепов вспоминает, что пассажирские перевозки из Атбасара осуществлялись в Алматы, Москву и другие города.

«Помню, что в День пионерии мы с ребятами летали на самолете над городом в честь праздника. Билет на тот момент стоил рубль, а воздухе кружили минут 10. Это было в конце 60-х годов. Еще помню, что здание аэропорта было большое. В 1975 году я летал в Москву. Билеты в ту сторону стоили примерно 34 рубля», — говорит Евгений Черепов.

Один из старожилов города, Сабыржан Кенжебаев, несмотря на пенсионные годы, ясно помнит те времена, когда на самолетах летали по колхозам.

«К нам в город в основном прилетали различные начальники по целинной кампании на «кукурузниках» Ан-2. В основном на борт вмещалось 15 человек, дороги толком не было, поэтому они летали из Акмолы в Атбасар, в села Ладыженка, Сочинское, Красный Маяк и другие населенные пункты. Но в середине 60-х начали появляться воздушные борта побольше. К примеру, Ан-24, которые отправлялись в Алма-Ату и курортные города Советского Союза. Билеты в Минеральные Воды были дорогими», — делится Сабыржан Кенжебаев.

Также аксакал рассказал о предполагаемых причинах закрытия аэропорта.

«Он закрылся в период распада СССР. Все начали переходить в кооперативы, так здание и перешло одному из них. Потом в здании аэропорта открывали ресторан, позже закрыли. Ну и в 90-х разобрали все. Сейчас даже здания нет», — поделился он.

Авиатехник Аман Куракбаев тоже с горечью вспоминает период перестройки, который отразился на малой авиации района.

«Когда закрыли аэропорт, сразу начали уносить все из зданий. Был большой гараж для шоферов, где находились бочки с ГСМ, так все унесли и разобрали по кирпичикам. Даже деревья спилили, которые росли вокруг территорий», — резюмировал Аман Куракбаев.

Малая авиация в наши дни

Сегодня на территории бывшего аэропорта расположен филиал ТОО «Сайга Эйр», который занимается авиационно-химическими работами, воздушными съемками и наблюдением, авиационными работами по охране и защите лесного фонда и другим. Мы решили поинтересоваться о текущей работе и перспективах развития пассажирских перевозок, но хозяева данной компании отказались что-либо комментировать. А министерство индустрии и инфраструктурного развития сообщило, что на территории есть шесть бортов Ан-2 и компания осуществляет преимущественно авиационно-химические работы.

На вопрос о том, какие услуги востребованы и во сколько обходится содержание авиабортов, ведомство пояснений не дало.

Упомянули лишь, что, согласно постановлению правительства РК от 12 октября 2021 года №729, утвержден национальный проект «Сильные регионы — драйвер развития страны», предусматривающий план мероприятий по модернизации инфраструктуры аэропортов и аэродромов МВЛ до 2025 года. И в рамках проекта до 2025 года запланирована модернизация пяти аэропортов — в Шымкенте, Уральске, Алматы, Костанае, Кызылорде и восьми аэродромов местных воздушных линий — в городах Жанибек, Сайхин, Казталовка, Каркаралинск, Улытау, Сарыагаш, Аркалык и Зайсан.

Читайте также: Забытая полувековая история: Что стало с Атбасарской узкоколейной железной дорогой

В министерстве сельского хозяйства подсказали, что с привлечением малой авиации удается провести химические обработки в оптимальные сроки и что это среда конкурентная, то есть перспективная.

А если вернуться к комментариям наших героев, то каждый из них подчеркнул, что пассажирские перевозки в регионах нерентабельны и многие предпочтут передвигаться на автомобилях или поездах. Хотя было время, когда из Атбасара летали даже в ближайшие села.

Фото из архива местной газеты «Простор-Аtbasar» и Амана Куракбаева