Уральск – старинный и исторический город на западе Казахстана. Каждый горожанин слышал таинственные и загадочные истории и явления в отдельных частях города, многие из которых основаны на реальных исторических событиях, происходивших еще в те времена, когда Уральск именовался Яицким городком. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Айша Куанышбек для любителей пощекотать нервы составила подборку самых таинственных легенд Уральска.
Городской стадион «Юность» близ храма Христа Спасителя местные власти решили отреставрировать еще в 2016 году за счет средств местного нефтяного магната – компании КПО б.в. О «чудесных исчезновениях» чиллеров – морозильного оборудования для искусственного ледового покрытия – уже написали все газеты, а мы расскажем о чудесах другого порядка.
Так, при реконструкции стадиона строителям пришлось приостановить работу – они наткнулись на кучу человеческих останков, которые потом пришлось даже отправлять на экспертизу. Позже специалисты краеведческого музея пояснили, что рядом с церковью было небольшое кладбище – в дореволюционное время там хоронили казаков-христиан. В годы гражданской войны на кладбище начали беспорядочно хоронить всех погибших от боевых действий солдат.
В Уральске есть старинная тюрьма, которая находится в самом центре города, в районе бывшей швейной фабрики имени Клары Цеткин. По сей день там находится режимное учреждение – изолятор для следственно арестованных и ожидающих суда. Когда-то эту тюрьму построили по приказу российской императрицы Екатерины Великой, хотя до тех пор в Уральске не было темниц: за преступления местные жители иссекали своих сограждан плетьми, а за особо тяжкие вешали.
Читайте также: Музей атеизма в церкви и призрак священника: Топ-5 исторических зданий Уральска
Однажды краеведы даже выходили к прессе, заявляя, что дом одного из старых уральских купцов имеет не подземный ход, а подвал: якобы раньше не было фундаментов, поэтому строители делали глубокий подкоп глубиной два метра и обкладывали его кирпичом. Старожилы же уверяют, что подземные ходы вполне реальны, поскольку в старые времена отдельно стоящие здания города и церкви, помимо своего обычного назначения, были также и крепостями. По подземным лазам военачальники могли перебираться из одной крепости в другую. Уральские искатели и любители приключений не раз пытались отыскать подземелья, в которых может быть запрятано золото Емельяна Пугачева.
Призрак священникаК слову, Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания, объявивший себя выжившим императором Петром III, довольно долгое время пробыл в Яицком городке и пытался завоевать расположение местных казаков. По сей день личность Пугачева является центром всех мистических историй Уральска.
Одна из этих историй связана с его женитьбой. Пугачеву приглянулась молодая казачка Устинья Кузнецова, с которой он решил обвенчаться. С этой просьбой обратился он к протоиерею собора Михаила Архангела, Василию Зубову, который отказал молодым в этом праве. Дело в том, что на Донщине, откуда Пугачев родом, у него уже была супруга – Софья Дмитриевна. Обозленный на священнослужителя лжеимператор приказал сбросить священника с колокольни.
С тех пор жители Куреней (район, где расположен собор Михаила Архангела — прим.) по ночам слышат стоны, колокольный звон из-под земли, а иногда и вовсе едва различимый мужской силуэт в ризах священника. Говорят, будто бы призрак Василия Зубова предсказывает природные бури – ураганы, грозы и молнии. Местные краеведы достоверно подтвердить эту историю не могут, но отмечают, что в Уральске действительно были священники, приговоренные к смерти в годы, когда к власти пришли коммунисты, которые, как известно, боролись с религией.
Последняя наша история, хотя и входит в разряд мистических, все же с хеппи эндом. Когда в Яицкий городок с Донщины приехал первый казацкий атаман Василий Гугня, среди татар (татары появились на территории казахских степей чуть раньше казаков – прим.) территории не было принято отдавать своих дочерей в жены казакам. Однако Василий Гугня нарушил эту традицию, взяв в плен татарскую девушку Айсылу и силой заставив ту быть его женой. Девушка сначала была раздавлена своим постыдным положением, а после влюбилась в молодого атамана.
Семья Василия и Айсылу оказалась крепкой – атаман всем сердцем полюбил умную и находчивую девушку. Во время одного из неудачных походов казачье войско оказалось разгромленным, и у них не оставалось даже еды. Тогда Айсылу повела казаков к Уралу, где плескалось много рыбы, и обрезала свои волосы, чтобы воины смогли сплести с них сеть и выловить осетра.
С тех пор Айсылу называют проматерью всех уральских казаков. Вместе с Василием Гугней татарская девушка прожила до конца своих дней, а к старости ее стали называть бабушкой Гугнихой. Рыбаки на берегу Урала по сей день говорят, что встречают силуэт маленькой старушки, который промелькнет вдруг в утреннем тумане над рекой да и скроется. Утверждается, что тот, к кому придет видение бабушки Гугнихи, обязательно будет счастлив в семейной жизни.