Hyundai всему
Единственным видом сообщения между городами и селами огромной области давно стали даже не микроавтобусы, а автомашины класса минивэн. Абсолютно преобладает модель Hyundai Starex. Так сложилось исторически, говорят старожилы отрасли пассажирских перевозок.
По неофициальной, но заслуживающей полного доверия информации, лет 5-6 назад один из местных олигархов закупил крупную партию этих машин и за несколько месяцев вытеснил с маршрутов всех конкурентов. Кого-то за отступные, а особо упрямых — просто задавив массой. К тому же он владелец сети автовокзалов. Мелким компаниям-перевозчикам тягаться с ним было невозможно, а водители с удовольствием перешли на новые (в то время) машины.
Юркие «хюндайчики» забили все автодороги области, обеспечив сообщение между крупными населенными пунктами и областным центром. В этом же сегменте рынка толпится никем не учтенная и нерегулируемая вольница таксистов-частников. Большинство концентрируется вокруг автостанций, на территорию не заходит и как бы сами по себе. Вряд ли бесплатно. Кто бы им позволил свободно набирать пассажиров рядом с официальным перроном.
По данным УПТиА, в Туркестанской области 40 перевозчиков обеспечивают перевозки пассажиров 1264 единицами транспорта общего пользования по 349 регулярным маршрутам.
Все хорошо, но есть нюансы
Из отчета УПТиА: в 2021 году в области открылось 18 постоянных маршрутов (в 2020-м — 15-20):
- два межрегиональных (Мырзакент — Нур-Султан, Шелковый путь — Атырау);
- три межрайонных (Туркестан — Шаштобе (Кентау), Туркестан — Шорнак (Сауранский район), Туркестан — Балтаколь (Отырарский район);
- пять внутригородских (Туркестан-3, Арысь-1, Жетысай-1);
- восемь внутрирайонных (Жетысай-7, Мактаарал-1).
Доля старого подвижного состав, по данным управления, снизилась с 54,8% (693 ед.) до 46,1% (583 ед.). Победное шествие модернизации продолжается. Правда, государство к этому никакого отношения, кроме ведения подсчетов, не имеет. Все давно и безнадежно отдано на волю частного капитала. А для него главное — прибыль. Безопасность глубоко вторична.
Трудности перевода?
Сложно понять, что наши чиновники имеют в виду под «регулярными маршрутами». В законе РК № 476-II «Об автомобильном транспорте» это понятие имеет совершенно другой смысл:
«Статья 1. п. 14): «Регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа — перевозки, осуществляемые перевозчиками с использованием автобусов, микроавтобусов, троллейбусов, по заранее согласованным маршрутам следования, расписаниям движения с установленными начальными и конечными пунктами, пунктами посадки и высадки пассажиров».
И никакого «по заполнении салона»! В администрации области в будущее отрасли смотрят с большим оптимизмом.
«Регулярные пассажирские перевозки в будущем вовсе исчезнут, — говорит начальник управления пассажирского транспорта и автодорог Туркестанской области Ролан Ибрагимов. — Таковы реалии рынка. Пассажиропоток даже между районными центрами сокращается с каждым годом. Причем в разы. В 2020 году было 800 тыс пассажиров, в 2021-м — всего 200 тыс. В последние годы активно развиваются интернет-услуги по пассажирским перевозкам — «Индрайвер», «Яндекс. Такси» и другие. Они теснят регулярные рейсы во всем мире. Пользоваться интернет-сервисами дешевле и намного удобнее, чем традиционными услугами автовокзалов. Да, для отдаленных аулов все это фантастика. Логистикой для них должны заниматься районные акиматы. Если на местах сочтут нужным субсидировать транспортные компании и найдутся желающие заниматься этим убыточным делом, районные власти могут восстановить пассажирское сообщение на своей территории».