Фламинго не единственный повод съездить в Коргалжын: Почему стоит чаще путешествовать по родине

Мое утро началось нестандартно, в шесть утра — мы едем в Коргалжынский заповедник, смотреть розовых фламинго, а по пути дышать свежим акмолинским воздухом. В этом обзоре для ИА «NewTimes.kz» предлагаю немного отвлечься от привычных будней и вспомнить, чем уникален казахстанский быт.

Фото: АО «НК «Kazakh Tourism»

Дорога до села Коргалжын от столицы занимает 1,5-2 часа. Именно там расположен заповедник с розовыми фламинго, увидеть которых так стремится любой приезжий.

Перед тем как поехать за зрелищем, нас познакомили с фактами о флоре и фауне, показали макеты животных, птиц и рыб, а также озера и реки, в которых они обитают. Музей работает пять дней в неделю, выходные — понедельник и вторник.

Набравшись теории, мы направились за практикой. Но, прежде чем познакомиться с миром животных, мы остановились у одного из кладбищ, где захоронена казахская амазонка Канекей. Гид Алмас Тангытулы рассказал нам одну из легенд, в которую, как он сказал, охотно верит. Это история о 12-летней девочке, решившей стать воином. К 15 годам она собрала войско для набегов на калмыков. Юные защитницы регулярно доставляли им неудобства, чем однажды вызвали гнев правителя. Он направил свою лучшую сотню, чтобы убить девочек-воительниц. И у него получилось. Однако Богенбай батыр прознал про это и отомстил за юных казашек. Войско калмыков даже не успело вернуться домой после выполнения поручения. Именно там и захоронено «храброе казахское сердце», в одном из глиняных курганов.

Послушав легенду, мы направились дальше. Нашей группе почти сказочно повезло. Стая розовых фламинго сидела в одном из малых озер Тениз, не доезжая до заповедных земель. Вот только разглядеть их удалось лишь в бинокль. Иначе их покой будет нарушен.

 

После заезда на официальную территорию заповедника мы попадаем в невероятный мир птиц. Стоит отметить, что из более 500 имеющихся в стране видов в Коргалжыне обитает почти 400. Туристам лишь остается оглядываться и удивляться, насколько чудесна и многообразна природа региона. Чтобы не нарушать покой пернатых, мы поспешили удалиться оттуда как можно быстрее. К слову, помимо птиц, вы можете наткнуться на множество млекопитающих, посмотреть озера, меняющие цвета от небесно-голубого до темно-зеленого, увидеть цветение диких тюльпанов и даже наткнуться на сайгаков.

Сотрудник природоохранной зоны рассказал, что заповедник еженедельно может посещать только 20 человек, скопление людей сказывается на миграции птиц. По его данным, в этом году численность пернатых снизилась на несколько тысяч. Факторов может быть несколько: взрывы, увеличение числа авиарейсов через Казахстан.

После мы по счастливой случайности попали на местные соревнования ребят по асыку. Несколько команд боролись за право стать лучшей в национальной игре. На другом конце поля также рьяно мальчики и девочки играли в футбол. Отрадно, что в состязании участвовали жители нескольких сел. Посмотреть на игры собрались родственники и друзья. Стоит отметить, что болельщиков на турнире по асыку оказалось гораздо больше, чем на соседнем поле.

Следом мы оказались в детском центре орнитологии, руководителем которого является Куралай Туспекова. За плечами этой женщины, должность которой не поместится в несколько строк, большая работа по просвещению детей с особенными потребностями. Воспитанникам своего центра она стала «творческой мамой», которая помогла 10 тыс ребятам познать мир через птиц. Вместе с этим она занимается брендингом села, создавая различные вещи с изображением розового фламинго, а также продвижением Дельфийских игр.

Воодушевившись творческим подходом Куралай, мы поехали посмотреть гостевые дома, в которых туристы могут остановиться на ночлег. Хозяйку гостевого дома «Пана» зовут Бибинур. Для нашей встречи она собрала музыкальный ансамбль, который исполнил нам композиции о ее родном крае. Бибинур тате также вежливо нас встретила у себя дома, угостив горячими баурсаками и чаем из самовара. По ее рассказам, у нее в гостях в основном остаются иностранные орнитологи, приезжающие в заповедник для изучения птиц. С некоторыми из них мы столкнулись прямо на улице. Помимо гостей со всего мира, женщина нередко встречает ребят, которые приезжают к ней за знаниями и знакомством с бытом казахских семей. Так, у нее гостила дочь одного из акимов, который решил оставить ее у Бибинур на продолжительное время. За этот период девочка научилась говорить на казахском языке, а также стала самостоятельной на кухне.

«Мы просто звали ее с собой. Сначала она стеснялась, а позже начала говорить, начала с элементарного «саламатсыз ба», — рассказывает сельчанка.

После полдника у Бибинур тате мы направились прямиком к мавзолею Бытыгай, который туристы ошибочно называют мечетью. По мнению местного краеведа Олжаса, это религиозное сооружение, в котором в прошлом тела умерших держали до разложения, а затем проводили их захоронение в глиняных горшках. Об этом свидетельствуют небольшие курганы, которые окружают территорию мавзолея. Олжас — местный житель, болеющий за свой край. Основная профессия мужчины — учитель физической культуры в сельской школе. Он регулярно вывозит своих учеников на соревнования, сам ищет спонсоров, порой оплачивая выступления детей из собственного кармана.

Это могло быть заключительной точкой нашей поездки, однако по пути домой мы остановились в музее «АЛЖИР», где гид подробно рассказал нам о женщинах, которые десятилетиями отбывали сроки за «измену родине». Стоит отметить, что сейчас музей ежедневно посещает до 50 человек. Аудиогиды говорят на пяти языках, а число экспонатов периодически пополняется. Узницы лагеря, а также их родственники со всего мира высылают их личные вещи, фотографии и письма, чтобы сохранить в памяти людей всю несправедливость, которую они пережили. С тяжелым сердцем мы покинули стены музея и направились домой.

Теперь коротко о цифрах. Туристическая программа в Коргалжын была ознакомительной. У авторов Agrotravel kz, которую представляет Алмас Тангытулы, есть идея в перспективе запустить туры с наблюдением за птицами, посещением экологического музея и мемориального комплекса «АЛЖИР», а также пикником — 12 тыс тенге на взрослого и 9 тыс тенге на ребенка.

Дорога из столицы до Коргалжына, мягко говоря, может вас не обрадовать. Но вчера стало известно, что из областного бюджета на ремонт автодороги Сабынды — Коргалжын общей протяженностью 75 километров выделят деньги.

Как стало известно от гида Алмаса Тангытулы, агротуризм в Казахстане только начинает получать свое развитие, но он может обрести популярность только благодаря сарафанному радио. По его словам, заработка как такового его компания не видит. Их целью является просвещение и заработок сельских жителей, которые рады принимать туристов у себя дома. Среди прочих он назвал две проблемы, которые встают на их пути: первая — власть, вторая — местные жители.

«Первые испытывают проблемы с приходом туристов, так как денег они не приносят, вторые стесняются показать свой быт. Некоторые акиматы вовсе не открывают двери. Однако мы добились финансирования, по 2-3 млн в год на область, но этого недостаточно. Гости не только реклама, это стимул для человека двигаться дальше и развиваться. Поэтому мы не останавливаемся», — поделился планами мужчина.

Читайте также: Коргалжынский заповедник: Будни инспектора охраны на кордоне

Резюмируя, хочется сказать, что в Казахстане достаточно подобных мест со своей историей и легендами. Туризм может выйти на новый уровень, но ему нужна поддержка — как финансовая, так и моральная. Как отметил блогер Диас Камериданов, «наше гостеприимство нас погубит». По его словам, наши гостеприимные казахи пока не готовы брать денег с гостей, что очень препятствует развитию туризма. От себя хочется добавить, что с приходом финансирования появится больше стимула для продвижения бизнеса и его раскрутки. Поэтому рассказывайте о своих знакомых сельчанах, которые продают домашнее масло, кумыс, украшения, да что угодно. Ваша реклама может помочь им выйти на новый уровень, даже на международный рынок.