Пороговые цены в Туркестанской области, как научная фантастика

Очередной вариант пороговых цен на социально значимые продукты, предложенный акиматом Туркестанской области, возвращен на доработку. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин сообщает, что областная палата предпринимателей «Атамекен» внесла предложения о рыночном регулировании цен на основные продукты питания.

Фото автора
Наука и жизнь

Это было вполне предсказуемо. Чиновники вынуждены руководствоваться спущенной из столицы еще в прежние, относительно благополучные времена методикой. За основу расчета берутся данные официальной статистики, которая у нас «самая статистическая» в мире. Статистика, если кто не знал, — это наука. А научные данные с реальной жизнью совпадают не всегда. А у нас — так вообще никогда.

Как-то пришлось выслушать очень познавательную лекцию о правильном исчислении инфляции в областном департаменте статистики. Мои обывательские представления, что это разница между ценой булки хлеба вчера и сегодня, были разбиты группой специалистов вдребезги. Все оказалось не так просто, но красиво.

По науке инфляция вычисляется по трехуровневой формуле, с использованием всяких «пси» и «кхэ». Жаль, что убогие познания в высшей математике не позволили мне оценить всю изящность процесса. Но суть дошла: никакого отношения к моей повседневной жизни это не имеет. Это не статистики злые, это так задумано. Работает многие годы и абсурдным никому не кажется. Хотя то, что главный по цифрам после января лишился должности едва ли не быстрее, чем каэнбэшники, наводит на размышления.

Об особенностях отечественного регулирования цен в отдельно взятой области мы уже рассказывали в начале мая этого года в материале «Пороговые цены на продукты в Туркестанской области. Роман в письмах». Недавно в недрах акимата Туркестанской области родился еще один проект, клонящийся ко всеобщему счастью подшефного населения, в полном соответствии с новыми веяниями — под грифом «Для служебного пользования».

Пределы цен на основные, или, как они называются официально, СЗПТ — социально значимые продукты и товары на юге Казахстана до сих пор остаются неизвестными. Но, в полном соответствии с поручениями партии и правительства, строго регулируются. Акимат Туркестанской области еще 19 января через СМИ оповестил подшефное население о том, что приняты все меры по контролю за этими неизвестными величинами. И, главное, о выделении денег на стабилизацию цен.

В том перечне было 19 продуктов, без которых наши экономисты-теоретики не представляют счастливую жизнь простых казахов.

Официальное сообщение акимата в январе дышало оптимизмом:

«В соответствии с поручением главы государства по регулированию цен на СЗПТ через акимат Туркестанской области в рамках «оборотной схемы» товаропроизводителям было выделено 640 млн тг. В связи с этим в магазинах Magnum Gash&Carri и нескольких торговых точках товары продаются на 10-15% ниже рыночных. В целях предупреждения необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары в области заключено 1098 меморандумов с крупными торговыми точками, магазинами и универсальными рынками».

Общее количество меморандумов, заключенных нашими акиматами всех уровней, до аульных включительно, не знает даже всезнающая статистика. Оценочно, с начала массового поветрия на декларации о намерениях, где-то 2010 года, их наплодили несколько миллионов. Если только за неполный месяц больше тысячи подписать успели. И это наверняка не предел. Только бы китайские ручки в стране не кончились при такой-то нагрузке!

Нарисуем, будем жить?

Тогда жителей области, «столкнувшихся с фактами повышения цен на социально значимые продовольственные товары», призвали стучать по телефону. Но от каких величин на ценниках им отталкиваться и что считать повышением, так и не сообщили до сих пор.

Пока акиматовские стратеги разрабатывают новые схемы сдерживания цен по старым лекалам, такой традиционный для наших мест хлебопродукт, как тандырная лепешка, подорожал за два года в три раза — с 60 до 170 тенге за штуку. И если бы она одна! Появился даже лайт-вариант этого древнего изделия: окружность и вес уменьшены в два раза против векового стандарта, цена — только на треть — 120 тенге.

В новом проекте постановления акима к телефону доверия чиновники решили добавить увесистую штрафную дубинку для розничных торговцев — от 100 до 200 МРП (318–636 тенге). Это откровенно коррупционно перспективное положение и вызвало протест палаты предпринимателей. Из 19 наименований продуктов в проекте оставили только четыре — яйца, капуста, сахар и почему-то творог. Выборка довольно странная. Возможно, по личным вкусовым предпочтениям разработчиков. Но им там виднее.

Проект смело можно назвать научно-фантастическим. Помним, что статистика — наука. Поэтому берем статданные за аналогичный период прошлого года, а других на сегодня еще нет, и рисуем по ним предельные цены. Главное, не заморачиваться походами на рынки и, вообще, поменьше обращать внимания на стремительно меняющуюся ценовую реальность за окном.

В проекте предлагается установить предельные цены на десяток яиц 368 тенге (отпускная цена у производителей — 360 тенге за 10 штук), килограмм капусты — по 187 тенге (на рынке — 300 тг/кг), за килограмм сахара — 430 тенге (на рынке — 750 тг/кг), килограмм творога — по 1950 тенге (на рынке — 2200 тг/кг). Цены из статистики. Так же как с ГСМ, только в розницу. Потом отказались, и гарантированный объем даем, и цены по рынку. Мы рыночную строили-строили и в карантин поняли, что госрег необходим.

«Нормативы ограничения цен, — говорит председатель НПП «Атамекен» по Туркестанской области Тимур Нахипбеков, — заведомо невыполнимы для розничной торговли. Президент Касым-Жомарт Токаев на встрече с предпринимателями сказал, что механизм регулирования цен на СЗПТ не годен. Но не до такой же степени! Здесь же предлагается за нарушение нереальных требований карать драконовскими штрафами. Это бы очень способствовало развитию МСБ, который после двух лет карантина и так из комы не вышел. Цены пытаются регулировать по устаревшей методике, опираясь на прошлогодние показатели. Зачем? Ведь исполнители прекрасно понимают бессмысленность этой «работы». Но это еще полбеды. Не работает на стабилизацию цен и схема оборотного финансирования. По ней через областные СПК крупные производители продовольствия могут получить кредит на год под 1%. Это в теории. На практике отнимаем из 12 месяцев как минимум два, а то и больше на оформление/получение и выплату/отчет. Остается не так уж много времени на использование этих денег в производстве».

Председатель НПП отметил, что получаются очень короткие деньги, от которых у предпринимателя больше головной боли, чем пользы для дела. Палата предпринимателей области внесла предложения в общественный совет.

«Во-первых, освободить производителей СЗПТ от НДС. Совсем, а не на полмизинца, как это сделано сейчас. Во-вторых, вместо краткосрочных целевых займов дать им кредитную линию минимум на три года. В-третьих, отказаться от жесткого контроля за целевым использованием заемных денег. Пусть хоть пармезан производит, деньги зарабатывает, главное, чтобы социально значимые продукты отпускали в торговую сеть по установленной государством цене. Существующая схема «поддержки» на деле вынуждает производителей отказываться от производства СЗПТ. Это для них убыточно. В результате нас предсказуемо ждет дефицит продуктов», — предлагает Тимур Нахипбеков.

И, главное, по его мнению, создать полностью контролируемые государством торговые сети, за счет СПК строить коммунальные рынки и магазины. Продавцов направить на них по программе занятости «Енбек». При больших масштабах муниципальных торговых сетей они смогут выполнять функцию рыночного регулятора потребительских цен. Тогда и изобретать никакие предельные величины не будет необходимости.

«Если вспомнить, то СПК для этого когда-то и создавались. Ведь очевидно, что существующий механизм административного сдерживания цен не работает. Достаточно на рынок или в магазин сходить, чтобы в этом убедиться. А ничего важнее сейчас, чем обуздать их стремительный рост, нет. Это, без преувеличения, фактор национальной безопасности», — заключил глава Нацпалаты предпринимателей по Туркестанской области.