Прибыль или история? Золотодобывающая компания может уничтожить древние петроглифы в ВКО

Против деятельности золотодобывающей компании в ВКО выступили не только местные жители, но и археологи. И если первые в один голос твердят, что золотодобытчики в погоне за желтым металлом уничтожают пастбищные земли, то вторые уверены, что пострадать могут и уникальные артефакты, чудом сохранившиеся в этих местах. В нюансах этого дела разбирался собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Дмитрий Белов.

Фото автора
Жители против!

Внимание к деятельности золотодобывающей компании ТОО «Quazar Energy» привлекли жители Уланского района, где недалеко от села Бозанбай начались работы по золотодобыче. По словам местных фермеров, в результате деятельности практически исчезла река Сарыбулак, ушли животные, испорчены пастбища.

«Это река Сарыбулак, когда-то здесь водился хариус, по берегам росли краснокнижные растения, а на водопой приходили косули», — вспоминает житель Уланского района Мурат Мукашев.

По его словам, жизнь людей да и всей экобиосистемы в этих краях резко изменилась с приходом ТОО «Quazar Energy». Перерытое золотодобытчиками русло реки теперь несет грязные воды, в которых не водится рыба и гибнет скот, кругом пыль, изрытые пастбищные земли, теперь уже не пригодные для выпаса скота.

«Здесь наш скот воду пьет, но вода теперь загрязненная, буквально пару недель тому назад я двух коров зарезал — отравились. Круглыми сутками они здесь копают. Пыль стоит столбом, техника шумит. Говорят, что они на государство работают, но это не так, это коммерсанты. Ради собственной прибыли работают», — говорит фермер Мурат Мукашев.

Кстати, гибель скота с началом работ компании отмечают и другие хозяйства. Только этой весной 60 голов скота потерял и Даделхан Сабитов. На его и других фермеров земли также положила глаз золотодобывающая компания.

«Раньше сюда люди приходили отдыхать. На выходные приезжали купаться, гулять. Здесь везде деревья росли, цветы. Сейчас посмотрите что осталось, один щебень, ничего не растет. От их деятельности пострадало около 15 хозяйств. Кому-то пришлось продать свои земли, но мы не согласились. 5 миллионов за мою территорию предлагали, но я отказался. Мне не деньги, мне моя земля нужна», — говорит глава крестьянского хозяйства «Куандык» Даделхан Сабитов.

По словам фермера, дело не только в загрязнении местной речки. Воды Сарыбулака текут в реку Сибинку, из нее в Иртыш, а значит, загрязнения, которые практически уничтожили Сарыбулак, стекают и в Иртыш.

Официальная точка зрения

Как пояснили в местном акимате, компания ТОО «Quazar Energy» начала разведку золота в этих краях пять лет назад, но лицензию на добычу получила лишь в 2021 году. Действительно, вся территория — 1069 гектаров, на которые претендуют золотодобытчики, расположена вдоль реки. Вода нужна для промывки золота, отработанные воды вновь поступают в реку. Таков технологический процесс, разводят руками в акимате.

«Частично воду мы забираем на технологию, но то, что мы забираем, у нас опять же есть на то разрешение. Мы платим за эти объемы налоги, действуем в рамках законодательства. К тому же, согласно экологическому кодексу, были проведены общественные слушания с жителями данного населенного пункта», — комментирует ситуацию эколог золотодобывающей кампании «Quazar Energy» Светлана Мустафаева.

В местном акимате о ситуации отзываются неохотно. Говорят, что верят компании, но и на жалобы людей по поводу загрязнения реки отреагируют. По крайней мере, пообещали не оставить без внимания.

«Что касается загрязнения реки, то мы готовы написать в вышестоящие органы. Я, наверное, буду ходатайствовать, чтобы внепланово выехали и еще раз провели анализ загрязнения данной реки», — заявил аким Уланского района Ринат Курманбаев.

Но жители ждать не намерены. Они сами обратились в Иртышскую бассейновую инспекцию и управление экологии.

Исторический след

Неожиданно инициатива фермеров Уланского района, прокричавших о своей проблеме, нашла поддержку у археологов. Главы крестьянских хозяйств привлекли внимание к своей беде, рассказав о когда-то красивых местах. Выяснилось, что буквально в нескольких метрах от места, где золотодобывающая компания — ТОО «Quazar Energy» ведет свои работы, местные охотники видели петроглифы.

Насколько артефакты уникальны и ценны, согласился выяснить известный казахстанский археолог Зейнолла Самашев. Так совпало, что именно в Уланском районе, возле знаменитого комплекса Акбаур, ученый во главе экспедиции занимался раскопками. Он заинтересовался проблемой и сразу же согласился проехать на место.

Пройдя мимо огромных котлованов, разрытых золотодобывающей компанией, почти сразу наткнулись на скалу, на ровной поверхности которой отчетливо были видны петроглифы — порядка 20 изображений оленей, хищников, марала и даже двух людей, вероятно, охотников: один сидел, другой стоял и держал в руках палку.

«Эти рисунки выполнены в классическом раннесакском зверином стиле. Очень динамичные рисунки. Среди горных козлов видны изображения хищников. Очень интересно! Скорее всего, здесь запечатлена сцена облавной охоты. Думаю, здесь может быть масса таких рисунков, потому что структура скалы очень благоприятна для рисования. Думаю, эти рисунки датируются 5-6 веками до нашей эры», — отметил Зейнолла Самашев.

По его словам, петроглифы ранее не были известны археологам, а потому представляют еще большую ценность, чем можно было бы предположить. Но деятельность компании, разрывающей территорию буквально в десятке метров от скалы, может нанести непоправимый урон памятнику культуры и археологии.

«Петроглифы, конечно же, должны быть сохранены, взяты на учет, чтобы исключить непосредственную и опосредованную угрозу. Потому что они здесь занимаются добычей руды, буквально в 100 метрах отсюда. И здесь какие-то 10-20 метров — отвалы. Это совсем близко. Конечно, они могут нанести урон этим удивительным рисункам сакских времен», — говорит археолог.

Поэтому, предлагает ученый, инспекция по охране памятников должна взять петроглифы на учет, то есть оформить паспорт объекта и начать переговоры с компанией по поводу ее деятельности на данной территории.

Возможно, благодаря инициативе местных жителей, а также поддержке со стороны ученых все-таки удастся сохранить не только ценные артефакты, но и веру людей в то, что их все-таки слышат.