Строившие подвесной мост в Семее японские специалисты в ужасе от его нынешнего состояния

В городе планируют построить новый мост, а пока основной поток автотранспорта проходит через автогужевой и подвесной мосты. Причем обе переправы находятся не в лучшем состоянии. Как горожане добираются с левого берега на правый, выясняла корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.

Фото Анатолия Тернова

На сегодняшний день в Семее действуют два моста — автогужевой, построенный в 1957 году прошлого века, и подвесной, аналогов которому нет ни в одной из стран СНГ. Гордость Семея, а именно так называют подвесной мост, была сдана в эксплуатацию в 2000 году. Длина составляет 1086 метров: подвесная часть — 750 метров и два подхода по 168 метров, а высота пилонов — 98,5 метра. Для строительства подвесного красавца Японией был выделен кредит в сумме 22,1 млрд иен, или 157,7 млн долларов США.

Основную фазу строительства вели две компании — японский IHI и турецкий «Алсим Аларко». Имеется пять инфраструктурных путепроводов, три подземных перехода и зоны отдыха под мостом. Шесть полос автомобильного движения позволили разгрузить как автогужевой мост, так и республиканские и международные трассы, в том числе российский участок дороги Омск — Новосибирск. Плюс ко всему отремонтировали все прилегающие дороги протяженностью 14,5 километра.

Построить построили, а вопрос обслуживания так и остался открытым. Подвесной красавец оказался никому ненужным. Компания, отвечающая за состояние моста, была создана лишь через семь лет после введения в эксплуатацию. И то после того, как практически не случился международный скандал. Японскую компанию возмутило состояние и отношение местных властей к объекту. Но и это не решило проблемы. Средств на содержание моста в городской казне попросту не было. По подсчетам, сделанным в 2007 году, требовались ежегодные затраты более 450 млн тенге.

На прошлой неделе в Семей приехали специалисты компании ITOCHU Corporation и IHI Infrastructure System Co, Ltd, и… пришли в ужас от состояния подвесного моста. На встрече с акимом города японская сторона заявила о намерении провести полное обследование переправы и отремонтировать.

По словам специалистов, сейчас наблюдается разрушение дорожного полотна, коррозия металлических конструкций, неисправность лифтов, электрооборудования и электрических сетей. Местные власти списывают все на недостаток финансирования, отсутствие узкоквалифицированных специалистов.

«Специалисты компании ITOCHU Corporation и IHI Infrastructure System Co, Ltd намерены начать работы с вырезки наружного покрытия центральной трассы. Мост будут вскрывать в шести разных участках, чтобы понять общее состояние покрытия и связывающих узлов. Ожидается, что данный вид работ будет завершен в течение двух месяцев. Взятые образцы будут отправлены для лабораторных исследований в Японию», — рассказали в акимате.

Также для механической и химической проверки на предмет износа и коррозии будут взяты образцы кабеля (подвесных канатов). Результаты по ним будут известны примерно в течение двух месяцев. Представители компании заверяют, что вырезка образцов не скажется на безопасности передвижения по мосту: они будут заменены новыми, исключая попадание воды, пыли и песка.

Проверка состояния асфальтового покрытия и кабеля продлится до конца года. И только после этого можно определить объем работ и их сложность. По результатам обследования будет выдано заключение, на основании которого планируется разработать проектно-сметную документацию по ремонту моста.

По предварительным прогнозам, приступить к проектированию можно будет к концу года.

«Немаловажный вопрос: кто будет проектировать? Если это зарубежная компания, то необходимо учесть, чтобы проект адаптировался к местным условиям и итоги работы увязывались с казахстанским законодательством. Обязательно должно быть заключение наших, казахстанских специалистов», — сказал аким Семея Бакытжан Байахметов.

Также глава города акцентировал внимание иностранной делегации на важности промежуточного ознакомления с ходом работ, чтобы при необходимости вносить корректировки с учетом местной специфики.

Вопросы финансирования начнут решать в конце следующего года или в 2024-м. И тогда же будет принято решение, какая часть проекта будет финансироваться японской стороной, а какая — казахстанской.

Причем инспекция моста проводится бесплатно: в конце прошлого года министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма правительства Японии выделило средства для технико-экономического обоснования по надлежащему восстановлению подвесного моста на реке Иртыш. Это неписаное правило — следить за состоянием всех построенных в мире японскими компаниями мостов и при необходимости оказывать дальнейшую поддержку.

Исследование моста уже началось, из-за этого ограничено движение для пешеходов на два месяца. Обследование планируется завершить 28 августа.

Посетившие Семей на прошлой неделе депутаты мажилиса, а также представители министерств обсуждали план развития области Абай. В том числе в план входит реконструкция подвесного моста. Пока же обе переправы перегружены. Автогужевой мост, которому без малого уже 69 лет, планируется сделать пешеходным, а рядом построить еще один — для автомобильного транспорта.

«На этапе проектирования предполагалась разборка пролетного строения автогужевого моста и устройство нового с использованием существующих опор. При обследовании опор моста специалистами ТОО «Гидротехническая компания» дано заключение об аварийном состоянии опор. В этой связи было принято техническое решение построить новый мост рядом со старым, во время строительства существующий мост будет использоваться для транспортного сообщения, после будет служить для пропуска пешеходов и прокладки коммуникаций», — рассказал заместитель акима города Димитрий Гариков.

Общая длина проектируемого моста — 1350 метров, в том числе длина автодорожных подходов — 540, длина моста — 810. Планируется обустройство четырехполосного движения, также предусмотрены полосы безопасности метровой ширины и два тротуара по 2,25 метра. Причем тротуары будут служебными, а для передвижения пешеходов будет предоставлен автогужевой мост.

Фото Анатолия Тернова