Сельчане который год добиваются от местных властей решения проблем с водоснабжением. Мало того что им приходят счета за электроэнергию с баснословными суммами, у людей нет доступа к чистой питьевой воде. Что происходит в поселке, собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаевой рассказали местные жители.
Центральное водоснабжение в поселке Водный отсутствует. Воду приходится качать из огородного колодца. Но так называемая вода абсолютно непригодна даже для хозяйственных нужд, не то что для питья.
Вода постоянно здесь ярко-оранжевого цвета. Следы от нее повсюду — на ведрах, флягах и даже пластик окрашивается в рыжий цвет.
«Когда набираем воду из качка, вода идет чистая. Однако, после того как она немного постоит, на ней появляется пленка, какой-то оранжевый металл. Когда воду кипятишь, она становится оранжевой. Все краны в доме имеют мощный оранжевый налет. Мы не можем даже установить водонагреватель, поскольку с такой водой он долго не проживет вообще, будет внутри портиться. У нас вода проедает бак в бане. Эмалированный чайник за год разъедается», — рассказывает жительница поселка Александра Чуйкова.
Ответа на вопрос, когда в поселке появится долгожданное водоснабжение, жители не могут дождаться от властей уже долгие годы. Каждый год с жителями встречаются представители городского акимата, каждый год им обещают подвести воду, но даже элементарную колонку люди ждут несколько лет, не говоря уже о центральном водоснабжении.
«Нас попросили собрать подписи в ЖКХ, чтобы включить в план по подключению к водоснабжению. Год назад приезжали из акимата, но результата ноль. Вечно обещают, что проблема решится, а когда именно, об этом история умалчивает», — сетуют жители.
Еще одна проблема — электроэнергия. Точнее, баснословные суммы, которые местные жители видят ежемесячно в квитанциях. Дело в том, что поселок долгие годы получал электроэнергию с подстанции, которая относилась к государственной организации, однако, после того как ее выкупило частное лицо, дома от электроэнергии отключили. Два года света в домах жителей Водного не было вообще. В 2004 году за свой счет они установили на улице подстанцию и по сей день обслуживают ее самостоятельно. Но это не единственная проблема жителей. Поскольку подстанция частная, за электроэнергию им приходится платить вдвое больше, чем жителям города.
«Подстанцию за свой счет мы построили в 2004 году. Оформили ее на нашу соседку по договору купли-продажи. Обслуживаем мы ее самостоятельно, ремонт и прочее оплачиваем из своего кармана. С 2013 года просим, чтобы нашу подстанцию передали на баланс государства. Нам все обещают, но результата нет. В 2017 году обращались с документами в отдел ЖКХ. С тех пор сменилось три специалиста, и каждый раз, когда они менялись, наши документы куда-то исчезали, терялись», — рассказала жительница поселка Елена Матвеева.
Люди с нетерпением ждут дня, когда подстанцию наконец передадут на баланс ОЭСК (объединенная энергосервисная компания — прим.), поскольку тогда они будут платить по городскому тарифу — 12-13 тенге за 1 кВт*ч. Сегодня же тариф составляет 31 тенге. В среднем в месяц за электроэнергию семья платят от 6 до 10 тыс тенге. А вот если бы расчет производился по городскому тарифу, тогда сумма была бы не более 3 тыс тенге.
«Нас в семье шестеро — я, муж и четверо детей. В этом месяце за свет вышло почти 7 тыс! В квитанциях приходят такие огромные суммы, хотя мы не пользуемся ни стиральной машиной, ни водонагревателем. Разве что плитой и холодильником. Телевизор весь день выключен, поскольку все на улице. Соседи наши тоже целыми днями на работе, а платят в месяц по 6 тыс тенге. Мы сильно переплачиваем, поэтому, конечно, хотелось бы ускорить процесс передачи подстанции на баланс энергоснабжающей организации», — говорит многодетная мать Александра Чуйкова.
В отделе ЖКХ и жилищной инспекции Семея корреспонденту NT сообщили, что подстанция уже зарегистрирована в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Но вот когда электросети вместе с подстанцией передадут на баланс энергосервисной компании, ответить затруднились. Дату назвали в сентябре, но вот какого года, не уточнили.
Люди по-прежнему надеются, что местная исполнительная власть все-таки поможет, а не будет отделываться дежурными отписками.