Знакомство с восточным городом старожилы рекомендуют начинать с базара. Здесь — его центр деловой и где-то даже сакральный центр. Здесь лучше всего ощущается пульс городской жизни. Базары Туркестана — в обзоре собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Игоря Лунина.
С базарами в Туркестане, как ни странно, не густо. Новый Karavansaray, который сразу после запуска метко назвали «пенопластовым», не в счет. Этот торгово-развлекательный комплекс в стиле VIP только снаружи похож на восточный базар. Внутри — пафосные бутики «мировых брендов» преимущественно китайско-турецкого происхождения с не менее пафосными ценами.
Мы же говорим о настоящих базарах, которые кроме своего утилитарного назначения — обеспечения людей продуктами, могут и должны еще и быть центрами притяжения туристов. Того миллиона или полутора, о которых уже третий год говорят нам власти областного центра. Базаров, которые складываясь десятилетиями, а то и веками, составляют неформальный общественный центр любого города Азии.
«Куаныш», строго говоря, сегодня не рынок, а торговый центр. Хотя смена юридического статуса на более «современный» на внутреннем содержании, к счастью, не отразилась. За входной аркой начинается нормальный азиатский базар. Немного шумный, с непривычки кажущийся хаотическим скоплением лотков, павильонов и зданий, но такой обаятельный и теплый при близком знакомстве.
В супермаркет настоящего южанина может загнать только крайняя необходимость. Неизменные очереди с тележками у касс, приставучесть «консультантов» и что-то казарменное в организации торговых пространств вымораживает. Все нужное для жизни мы привыкли находить на базаре. Увлекателен уже сам процесс поиска, сопровождающегося множеством новых знакомств, случайными встречами, легкими разговорами, а иногда и серьезным обменом мнениями по животрепещущим вопросам местного и мирового значения. Здесь можно найти настоящих старожилов и услышать истории, не отраженные ни в каких официальных источниках.
«На нем еще в начале века можно было застать настоящие ряды ремесленников – ювелиров, башмачников, столяров, скорняков, шляпников. И купить, к примеру, камчу или тюбетейку, сработанную в местной кустарной мастерской и пошитую тут же народным умельцем. А на прибазарной площади доводилось встречать настоящих бродячих комедиантов и канатоходцев. Это был воистину экзотический осколок того тысячелетнего Востока, который так сильно завораживал и завораживает европейцев и подпитывает азиатов. Да и для самих туркестанцев он был вовсе не какой-то «живой историей», пережитком прошлого, оставаясь неотделимой частью их повседневной жизни».
Ремесленники и канатоходцы, увы, остались за рубежом тысячелетий.
Название «Куаныш» придумал последний директор колхозного и первый владелец уже частного рынка Абдигаппар Шаймерденов. Без всякого преувеличения отец-основатель, создатель базара в его современном виде. Память о нем здесь чтят. Любой продавец старше 40 лет обязательно вспомнит аксакала теплым словом.
«Это сегодня наш базар — теплые павильоны, чистота, порядок, благоустроенная территория, — говорит она. — А в конце 80-х, когда колхозный рынок превращался в частный базар, торговля шла под открытым небом. Газета, клеенка, пара камушков, чтобы ветром «прилавок» не унесло, вот и все «оборудование». Нам редкостно повезло с первым директором, который стал владельцем рынка в начале 90-х. Абдигаппара Шаймерденова здесь каждый вспомнит добрым словом. При нем и благодаря его усилиям рынок из пыльной площадки, где торговали в основном с земли, превратился в то, что видите сегодня».
«Главная идея отца, — говорит Инара, — базар должен приносить не столько деньги, сколько радость всем — хозяевам, продавцам, покупателям, случайным гостям, пришедшим просто поглазеть, что и как. Надеюсь, что мы достойно ее реализуем и наш базар, действительно, дарит радость».
Фото автора