В окружении леса в 3 километрах от села Сандыктау расположен жилой массив, где находится областной центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации — в прошлом детский дом. Участок гармонично сливается с живописным лесом, а его территория издалека привлекает аккуратно стоящими зданиями вокруг. Это место идеально для прогулок на свежем воздухе. Но главное достоинство – это центр, в котором предоставляют комплексную помощь как детям, так их родителям, где и побывал собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Данияр Садвакасов.
Областной центр поддержки детей имеет вековую историю и непростую судьбу. Он был основан в 1920 году. Из материалов, предоставленных работниками центра известно, что основной причиной появления первых детских домов в Северном и Центральном Казахстане на тот момент являлась гражданская война и голод 30-х годов.
В 1937 – 1938 годах во время сталинских репрессий количество воспитанников детского дома стало увеличиваться, а в период Великой Отечественной войны Сандыктауский детский дом, рассчитанный на 200 мест, принял более 300 человек вместе с воспитателями из Харькова, Киева и Саратова.
В 80-е годы в стране резко выросло количество средних школ и пришкольных интернатов на центральных усадьбах хозяйств района, поэтому необходимость иметь в районе общеобразовательную школу–интернат отпала. 1 сентября 1984 года школа–интернат для детей–сирот реорганизована в детский дом и восьмилетнюю школу при детском доме. В 1989 году восьмилетняя школа стала средней. Таким образом, 1984 год является вторым рождением детского дома.
«Если сравнивать, то жизнь показала, что центры поддержки детей лучше, чем детские дома. Их задача найти и вернуть ребенка в семью. Раньше в детским доме, работники старались найти родителей т.е. биологическим родителям нужно было восстанавливаться в родительских правах. Детский дом выпускал ребенка во взрослую жизнь, если его семью не находили. Но в центре поддержке мы каждому пытаемся найти приемную семью», – отметила заместитель руководителя по воспитательной работе областного центра поддержки детей Валентина Крыжановская.
«Стали так называть, потому что когда дети поступали, например, из одной семьи, этих детей не делили по возрастам. Младших отдельно, например, старших еще куда-то. Их селили в одну семью, чтобы семья не распадалась, чтобы братья и сестры жили все вместе. Скажем так, друг за другом смотрели, ухаживали. Но, а цель воспитателя, этой семьи, группы семьи заключалась в том, чтобы дети не разрывали родственные семейные узы, а поддерживали их. Те, кто у нас находился один в детском доме могли таким образом учиться и жить в семье, и понимать, что такое семья», – говорит она.
В областном центре поддержки детей может находиться 68 воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет. Это и дети-сироты, дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением родительских прав, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вследствие жесткого обращения и другие.
На полугодовой период детям предоставляются комнаты по два человека, а в каждой группе семейного типа (квартира, как говорят работники), таких комнат шесть.
«В 2014 году по распоряжению экс-акима Акмолинской области Сергея Кулагина школу при детском доме закрыли, а воспитанников стали обучать в общеобразовательных школах для лучшей социализации с обществом. Вообще это решение было правильное. Когда мы первый раз своих детей определили в общеобразовательные школы, сначала переживали, как их воспримут сверстники, ведь школа находилась в районном центре в Балкашино. Опасений было много, вопросов тоже много, но оказалось все здорово, потому что дети тоже скажем так старались чтобы лицом в грязь не упасть. И почему я этим моментом горжусь, потому что дети в основном русскоязычные были, а в школе был государственный язык обучения, но дети старались и хоть не получалось хорошо в учебе они брали общественной деятельностью, участием в спортивных мероприятиях и кружках. Таким образом смогли влиться в коллектив», – вспоминает Валентина Крыжановская.
Мать пятерых детей из Щучинска поделилась, как решилась отправить свою дочь в этот центр.
«С началом переходного возраста моя старшая дочь начала плохо учиться, на нее стали жаловаться учителя, она меня перестала слушать и связалась с плохой компанией. Я не знала, что делать, пока социальный педагог из школы не посоветовал обратиться в областной центр поддержки детей. Долго думала по этому поводу, целых 6 месяцев. Но потом решилась отправить дочь. Мы каждый день с ней созванивались, она говорила, что ее хорошо кормили. Там было много детей из разных семей. Наверно это повлияло на нее и смена обстановки тоже. В общем, ее мировоззрение изменилось, и мы вновь начали ладить», – рассказала женщина.
Фото предоставлены администрацией Центра