Работа кипит, солярка в Казахстане исчезает

Международная археологическая экспедиция национального музея РК и Тюбингенского университета 6 сентября вынуждена была задолго до запланированных сроков свернуть раскопки стоянки первобытного человека в пещере Туттыбулак в Байдибекском районе Туркестанской области. При этом официальные лица администраций Шымкента и Туркестанской области утверждают, что на юге Казахстана дефицита ГСМ нет. Что опять не так с моторным топливом, пытался понять собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.

Фото автора
Не вписались в рынок

О том, что экспедицию пришлось отложить, сообщил руководитель экспедиции от Казахстана академик Жакен Таймагамбетов.

«Невозможно достать горючее для двух экспедиционных машин. Кое-как через акимат Шымкента удалось купить 20 литров. Хватило доехать до Мерке (Жамбылская область). Здесь солярки тоже нет. Стоим уже сутки», — посетовал академик.

Дизельное топливо, исчезающее с АЗС Шымкента и Туркестанской области, купить можно. Но по цене от 450 тенге за литр.

Экономические потери от очередной комбинации наших нефтегазовых королей и баронов подсчитают позже. Имиджевые уже налицо.

В Кентау, городе-спутнике Туркестана, в воскресенье не вышли на линию немногочисленные городские автобусы. ЧП прошло тихо. Кентаусцы академии не кончали. Постояв на остановках и поворчав, просто отправились на воскресный рынок пешком. Благо город невелик.

Времена года

Выждав несколько месяцев, вслед за сахаром в стране дорожает горючее. Дело в общем-то привычное, ежегодное и неизбежное, как наступление осени, но на фоне уже разогнанной с весны инфляции грозящее к зиме сделать выживание большинства казахстанцев крайне проблематичным. В самом прямом, физическом смысле. У нас с какого-то перепуга снова дефицит ГСМ.

«Знаете, почему нет стабильности в поставках ГСМ на АЗС и действуют спекулятивные цены? — задается вопросом владелец крупнейшей в Туркестанской области компании международных автоперевозок Dala Trans Болатбек Алиев. — Никакой премьер-министр Казахстана или министр энергетики не сможет контролировать ситуацию, даже если привлечь ДЭР и все прочие спецслужбы, пока не будет прозрачности в оптовых поставках».

А ее у нас нет и, как припоминают старожилы рынка ГСМ области, не было. Никогда.

«Правительство периодически пытается регулировать цены на ГСМ, но исключительно в розничном секторе рынка, — пояснил председатель ассоциации АЗС «Жанар жагармай» Кайыпбек Камбаров. — Где тут логика? Оптовиков — несколько компаний, фактически полностью владеющих рынком и диктующих всем прочим свои условия, никогда не трогали. Не по зубам. Вопрос — зачем нам вообще такой странный «регулятор» Минэнерго, который ничего регулировать не в состоянии?»

Изредка контролирующие госорганы добираются и до оптовиков. Правда, местечковых. В конце августа департамент комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Туркестанской области выявил ценовой сговор оптовых реализаторов бензина ОРК САБИ, ТОО «Center Oil Corporation» и «Ұлы Орда». По решениям спецадмсудов на них наложено штрафов на 3,7 млн тенге и конфисковано более 4 млн тенге незаконного дохода. Случай редчайший.

Это было недавно

Специалисты Минэнерго, наморщив ум, нашли единственное объяснение периодически возникающему дефициту моторного топлива. На этот раз, по их авторитетному мнению, всю солярку съели транзитные большегрузы! Было бы смешно, если бы все не было столь печально.

Рецепт, или, как это теперь по-ВОЗовски называется, протокол лечения, у Минэнерго не меняется последние лет тридцать — повысить цены. Причем на этот раз адресно, но радикально — до 450 тенге за литр солярки для грузоперевозчиков-иностранцев. Планировали 540 тенге за литр. Но в последний момент включили скромность.
Привет транзитному потенциалу страны, который уже десяток лет так и остается в потенциале. Ну и валютным поступлениям в бюджет, которые дают нам транзитные грузоперевозки. Но это же по другому министерству проходит. Энергетиков эти проблемы волновать не должны.

В качестве отдаленной перспективы обеспечить наконец не столь уж и великие потребности страны в моторном топливе опять ведутся разговоры о строительстве четвертого НПЗ. Мы его строили, строили, аж языки устали... Почему четвертого, а не десятого, тридцатого — непонятно. Сколько нам точно нужно горючего — неизвестно.

Совсем недавно на самом высоком уровне звучали заверения, что после модернизации трех доставшихся нам еще от советской власти (и с тех пор мало изменившихся) нефтеперерабатывающих заводов бензина, солярки и авиационного керосина у нас будет столько, что экспортировать сможем. О достижении полной и окончательной горюче-смазочной независимости министерство энергетики объявило на всю страну в сентябре 2018 года. Но что-то опять пошло не так.

Три отечественных нефтеперерабатывающих завода после завершения реконструкции полностью обеспечили внутренний рынок авиационным керосином, бензином и дизельным топливом. Все стало нас настолько хорошо, что мы сразу замахнулись на роль страны — экспортера бензина. Министерские специалисты подсчитали, что после модернизации НПЗ объемы производства собственного автомобильного топлива обеспечат и даже превысят потребности внутреннего рынка.

«Мы будем отправлять бензин в Кыргызстан по рыночной цене партиями примерно по 10 тыс тонн», — сообщил в октябре 2018 года тогдашний министр энергетики РК Канат Бозумбаев.

В ноябре того же года правительство даже ввело заградительные пошлины на бензин. Акциз на импортное горючее увеличили с 4500 до 10 500 тенге за тонну. Непонятно, правда, откуда к нам может поступать бензин дешевле нашего. Много необъяснимого наукой, но подтверждаемого практикой есть в отечественном рынке ГСМ…

Тогда в эйфории от наших побед над дефицитом горючего цены в первый и последний раз даже слегка откатились назад. Правда, недалеко и ненадолго. К тому же до этого в последние месяцы 2017-го ГСМ подорожал почти на 20%. Так что откат был, скорее, психологическим, чем реальным. Поностальгируем. Цены на АЗС в Южно-Казахстанской области в тенге за литр:

  Конец 2017 года Конец 2018 года Аи-92  151 155 Аи-95  164 177 Дизель 160 198 Тяжело в лечении, легко в гробу

Рост цен на ГСМ в 2022 году, как и во все предыдущие, обеспечил уверенную поступь инфляции и вызвал подорожание всех товаров и услуг в стране. От спичек до компьютеров. Теперь Минэнерго предлагает его продолжить. Лечение явно опаснее болезни.

Читайте также: Премьер-министр РК назвал виновных в появлении дефицита ГСМ

Вопросом «А какого перепуга дизельное топливо у нас стоит намного дороже высокооктанового бензина?» никто вообще не задается. А история вопроса интересна, поучительна, а главное, регулярно повторяется. И не такая уж давняя. В 2017-м литр ДТ стоил на пистолете 128 тенге. К началу весенних полевых работ — уже 138 тенге. Летом, когда никаких «объективных» причин роста цен на дизельное топливо придумать не смогли даже специалисты Минэнерго, правительство резко увеличило акциз. К июлю цена солярки совершила исторический рывок — впервые сравнялась с тогдашней ценой бензина Аи-92: сначала 142, а в ноябре — 163 тенге за литр.

За 12 месяцев 2017 года средняя розничная цена литра Аи-92 выросла со 136 до 159 тенге, прибавляя по 2 тенге в месяц. Цена дизельного топлива росла благодаря описанным усилиям «регуляторов» рынка опережающими темпами и прибавила за год 27 тенге. В последующие годы тенденция сохранилась. Министры меняются, но ведомство демонстрирует завидную преемственность курса. Сегодня мы имеем то, что имеем. Кажется, это называется рукотворный кризис?!

«Ситуация тяжелая, но, как говорят врачи, стабильная, — констатирует Болатбек Алиев. — Оптовики отпускают ГСМ, но только через свои АЗС, через большие очереди. Остальные частные АЗС пустуют. Понятно, что свои заправки не могут все равно переварить весь объем. Идут скрытые продажи по завышенным ценам. Шымкентский НПЗ отпускает ДТ, но только избранные знают, кому и в каких объемах. Казахстан новый, схемы старые. Печальная история с газом и кровавые январские события быстро забыты людьми, контролирующими краны!»

А в это время «КазМунайГаз»...

Руководство нацкомпании в начале сентября доложило президенту страны, что отечественные НПЗ пошли на рекорд. В 2022 году ими будет произведено 17 млн тонн ГСМ. Еще 100 тыс тонн закупят в РФ. При премьер-министре создана комиссия по обеспечению внутреннего рынка ГСМ. Работа кипит. Солярка исчезает.