Поселок в 7 километрах от Семея отрезан от мира из-за плохой дороги

Для жителей поселка Жаркын поездка в город — сплошная полоса препятствий, хотя до Семея всего семь километров. Жители поселка рискуют остаться без экстренной медицинской помощи: в метель и весеннее половодье каретам скорой помощи до них не добраться. Единственный автобус, который курсирует между городом и поселком, застревает. Поэтому во время непогоды жаркыновцы остаются отрезанными от внешнего мира, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.

Фото автора

Власти взялись отремонтировать дорогу. Весной этого года состоялся конкурс, победителем которого стало ТОО «Гордострой». Но его признали несостоявшимся, так как выяснилось, что у компании образовались налоговые долги.

Обеспокоенные тем, что выделенные средства уйдут на сторону, жители поселка в июле собрались у городского акимата. Тогда их принял вновь назначенный аким области Абай Нурлан Уранхаев, он пообещал, что дорога в поселке скоро появится.

Через несколько дней в поселке появилась техника, выгружающая песок и гравий. Но на этом работа снова остановилась. На дворе сентябрь, и с каждым днем теплее не становится.

Жители поселка вновь засобирались в акимат, но их опередил исполняющий обязанности акима Семея Димитрий Гариков. Он сам приехал в поселок и встретился с руководством подрядной организации и населением. В ходе встречи люди возмутились тому, что выделенных средств, а их 164 млн, на ремонт дороги не хватит. Чтобы сделать все, как надо, необходимо еще 40 млн тенге. Спрашивается, зачем компания, победившая в конкурсе, работает себе в убыток? Все просто: на кону репутация компании.

«Есть закон о госзакупках. Когда конкурс проводится, квалификационные требования подтверждаются наличием лицензии. То есть если компания имеет вторую категорию лицензии, она имеет право участвовать в госзакупках и подтверждение техники не требуется. Основным критерием является ценовое предложение. Эта компания сделала самую большую скидку и стала победителем. На основании закона заключен договор. В смете предусмотрена укладка 42 тыс квадратных метров черного асфальта. Положено уложить четыре сантиметра асфальта. Стоимость этой работы по смете была 200 млн тенге. Подрядчик сделал условную скидку и делает эту работу на 164 млн тенге, причем сумма эта с вычетом налогов», — рассказал Димитрий Гариков.

У людей возникают вполне обоснованные сомнения к качеству дороги: если подрядчик выставил низкую цену, к тому же из этой суммы вычтут налоги, то он сэкономит на материалах и на зарплате рабочим, тогда о каком качестве может идти речь?Но Димитрий Гариков заверил, что лично проконтролирует работу.

«Хватит им денег или нет — это уже их проблемы, не моя головная боль. Они выиграли — они будут делать. Самое главное, чтобы они уложили положенное. В убыток себе они это будут делать или нет — это уже их проблема, мы с них будем спрашивать качество выполненных работ», — сказал Димитрий Гариков.

Еще один вопрос, который был задан на встрече, — это толщина асфальта, которая составляет всего лишь четыре сантиметра. По мнению местных жителей, такой тонкий слой асфальта прослужит не более года. Однако директор подрядной организации заверил, что асфальт прослужит не менее 10 лет.

По словам Димитрия Гарикова, согласно квалификационным требованиям, категория дороги здесь ниже, чем у городских дорог, поэтому дорожное покрытие тоньше. Подрядная организация — ТОО «ОДАН-строй», а фактически дорогу построит субподрядная организация — ТОО «Гордорстрой». Это та самая компания, конкурс с которой был признан несостоявшимся.

Директор ТОО «ОДАН-строй» Темиргали Бейсембин рассказал, что укладку асфальта произведет полностью за свой счет, и даже согласен с тем, что на строительстве дороги он не заработает, а, наоборот, понесет убытки. Если компания не выполнит договорные обязательства, то попадет в список недобросовестных подрядчиков. Поэтому пришлось пойти на такой шаг и вложить собственные средства.

«Эта работа была запланирована на 2023 год, но пожелания людей были таковы, чтобы работа началась в этом году. Поэтому аким области пошел навстречу. Работа началась три-четыре дня назад. Мы прошли грейдером, выровняли. Щебенку утрамбуем, катком проведем, потом песчано-гравийную смесь уложим сверху. Дорога уже будет цементированной, сверху четыре сантиметра асфальта хватит. Хотя там еще коэффициенты… Общая толщина асфальта — шесть сантиметров, а не четыре. Этого хватит. Это же не основная трасса. За месяц работа будет завершена. Свои деньги будем добавлять, выхода у нас нет — мы тендер выиграли. В противном случае мы окажемся в черном списке. Делать работу будет «Гордорстрой», но финансировать-то буду я. Мы планировали вообще работу на следующий год. Тогда мы бы поставили здесь свой асфальтовый завод, нагнали свою технику. А сейчас средств нет. Полностью будем работать за свой счет. По завершении работы только получим деньги», — сказал Темиргали Бейсембин.

Жителям поселка остается лишь поверить руководителю подрядной организации и дождаться результата через пару недель.