В Туркестанской области создано девять индустриальных зон — в Байдибекском, Казыгуртском, Мактааральском, Ордабасинском, Созакском, Тюлькубасском,Шардаринском районах, городах Туркестан и Кентау. Площадь специальной экономической зоны Turkistan — 365 гектаров. Звучит громко, но только звучит. Что не так с индустрией юга страны, выяснял собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.
Аким области Дархан Сатыбалды поручил активизировать работу по привлечению инвестиций в индустриальные и специальные экономические зоны.
«В первую очередь мы должны разработать отдельные дорожные карты по земельным вопросам, касающимся индустриальных зон, и необходимой для этого инфраструктуре. Тариф на электроэнергию в нашем регионе относительно высокий. Нужно работать в этом направлении. В связи с этим жду конкретных предложений от соответствующих управлений и учреждений. Одним из основных индикаторов акимов является привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест. Активизируйте работу в этом направлении. Индустриальные зоны и специальные экономические зоны должны способствовать развитию предпринимательства», — отдал распоряжение подчиненным глава области.
Гладко было на бумаге«Индустриальные зоны в районах, — говорил в то время аким области Аскар Мырзахметов, — должны привлечь инвестиции и способствовать открытию новых производств и новых рабочих мест. В них будут созданы привлекательные условия для инвесторов. Индустриальные зоны станут драйвером (уже тогда словечко было в ходу — прим.) развития экономики области».
Площадки для размещения производств были построены за счет областного бюджета. К ним предполагалось подвести все необходимые для работы инженерные коммуникации — воду, газ, электричество. Подключение к ним было для предпринимателей бесплатным. Ну а дальше — по счетчику и общим тарифам. Что-то там говорилось о льготах. Но цены на энергоносители не акимат области определяет. Так что не срослось.
По замыслу авторов проекта (пожелавших остаться неизвестными), это должно было привлечь производственников. То, что замысел не состыковался с реальностью, стало ясно уже в первый год. Очередей из желающих разместить свои производства в новых индустриальных зонах почему-то не возникло. Рабочие места, правда, были созданы. В управляющих компаниях. Там, где вообще до этого дело дошло.
В 2018 году комиссия маслихата области изучила состояние «индустриальных» зон и пришла к неутешительному выводу: миллиарды бюджетных денег, потраченных на их строительство, выброшены на ветер. Какая-то жизнь тогда теплилась только на площадке зоны Ордабасинского района. И то исключительно за счет того, что она прилегает к станции железной дороги.
Байдибекцы к созданию своей ИЗ подошли творчески. Площадку разместили у автодороги Шымкент — Шаян (райцентр). Примерно на равном удалении от обоих населенных пунктов, в чистом поле. Результат был немного предсказуем.
Сегодня ИЗ «Шаян» выглядит так же, как пять лет назад. Въездной шлагбаум надежно и надолго заблокирован старой доброй проволочной скруткой. Конструкция с названием, ничего не скажешь, добротная, даже монументальная. Как и положено памятнику.
Внутри — неработающий водозабор за высоким забором, заброшенного вида трансформатор и... все.
Подавать в зону воду планировалось из реки Жыланды. Но вскоре выяснилось, что воды там мало. Почему это не было известно на стадии проектирования, история умалчивает. Тогда решили бурить скважину непосредственно на территории зоны: минус почти два километра уже проложенной линии водопровода плюс еще 22 млн тенге, необходимые на бурение и насосы, которых у района нет. В сухом остатке крайне маловероятная возможность заманить в эту глушь вменяемого инвестора и территория, зарастающая бурьяном, стоимостью 343 млн тенге.
Пройдя вдоль забора, который как-то неожиданно заканчивается прямо посреди степи, удалось обнаружить живых обитателей «индустриальной зоны» — отару баранов. Умные животные проследовали через нее на свое пастбище транзитом, не задерживаясь.
«Мы рассматриваем пути создания производств и развития предпринимательства, — говорил аким области Сатыбалды. — Изучается проблема инфраструктуры индустриальных зон. В регионе мало крупных заводов. Ведется работа по привлечению инвесторов».
Вроде все это уже было? А как свежо звучит!
Несмотря на...«Десять лет индустриальные зоны не развиваются, — говорит заместитель председателя НПП «Атамекен» Тимур Нахипбеков. — Главный тормоз — высокие цены на ГСМ, электричество, газ, воду. По сравнению с соседями по Средней Азии они у нас дороже в 15-20 раз. С такими ценами на энергоносители мы неконкурентоспособны. ИЗ, вынужденные работать по этим же ценам, непривлекательны для инвесторов. Ни для отечественных, ни тем более зарубежных. В сухом остатке — тарифы бешеные, льгот по кредитованию нет, инфраструктура (построенная на государственные деньги) давно сгнила. Чем привлечь предпринимателей?»
По данным акимата Туркестанской области, в индустриальных зонах на конец года размещено 56 проектов на 24,054 млрд тенге и создано 2614 рабочих мест. Реально работает 40 проектов стоимостью 15,542 млрд тенге и 2087 рабочих мест. До конца года запланирован запуск семи проектов с 266 рабочими местами.
Шествие по граблям продолжается. Несмотря ни на что.
«В Сайрамском районе обсудили вопросы выделения земли и подведения инфраструктуры для создания новой индустриальной зоны. Будет увеличена площадь индустриальной зоны «Бадам». Планируется создание индустриальных зон «Тюлькубас», «Шардара» и «Байдибек» (Опять? — прим.) в качестве агроиндустриальных зон и развитие агропромышленной отрасли».