Мост через водохранилище в Восточном Казахстане спас бы жизни, но его ждут уже 50 лет

Новость о том, что из-за нехватки финансирования может остановиться строительство долгожданного моста через Бухтарминское водохранилище, не просто расстроила жителей Курчумского района Восточно-Казахстанской области, но и в очередной раз пошатнула веру курчумцев в то, что когда-нибудь они все-таки смогут быстро и безопасно перебраться через водохранилище. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Дмитрий Белов разбирался в проблеме на месте.

Фото акимата ВКО

Поводом для беспокойства местных жителей стало заявление депутата сената РК Бакытжана Байахметова о нехватке средств. По его словам, для продолжения строительства в 2023 году необходимо 20 млрд тенге, столько же — в 2024-м, но такие деньги в бюджете не заложены.

«В республиканском бюджете на 2023-2025 годы предусматривается финансирование объекта в объеме 500 млн тенге в 2023 году и 1,5 млрд тенге — в 2024-м. Данная ситуация ведет к срыву сроков исполнения поручения главы государства и соответствующему удорожанию проекта. По сроку реализации проект должен быть завершен до 2025 года», — сообщил Бакытжан Байахметов.

В акимате Курчумского района прокомментировали данную ситуацию. Здесь подтвердили, что запросили из республиканского бюджета 20 млрд на следующий год, но отметили, что речь о срыве срока строительства моста не идет.

«Для своевременного и качественного исполнения поручения главы государства о строительстве моста через Бухтарминское водохранилище из республиканского бюджета на 2023 год было запрошено 20 млрд тенге. Вопрос о продлении сроков сдачи строительства моста не поднимался, и работы ведутся в соответствии с графиком. Планируется ввести его в действие в 2024 году. Нет причин для беспокойства», — ответили в районном акимате.

Мост длинный, проект — нереальный?

Проект по возведению моста реализуется на востоке Казахстана. Здесь строят самую длинную автопереправу в стране, которая должна соединить берега Бухтарминского водохранилища. Длина ее будет более 1300 метров.

Возведение моста жители ждали более 50 лет. Необходимость в нем признали еще в советские времена, но так и не построили. До сих пор, чтобы добраться до областного центра или вернуться домой, местным жителям приходится делать круг в 200-300 километров. Причем касается это не только жителей Курчумского района, но и двух других, расположенных дальше, — Зайсанского и Тарбагатайского. И дело не только в этом. Транспортные трудности отражаются на ценах буквально на все: корм, уголь, продукты, бензин в этих районах стоят значительно дороже, чем у соседей, живущих «до» переправы через Бухтарминское водохранилище.

И если летом перебраться через водоем можно на паромах «Курчум» и «Иртыш», кстати, далеко не новых — 1962 и 1964 годов выпуска, то зимой ситуация и вовсе усложняется, ведь пока не встанет крепкий лед, проезд здесь запрещен.

Некоторые рискуют и едут в обход патрулей полиции, но не все добираются до противоположного берега. Хорошо, если людям удается выбраться из тонущей в ледяной воде машины и выбраться на поверхность льда. Многим не удается.

Так, 6 декабря, не дождавшись парома, автомобиль Mercedes-Benz выехал на лед и провалился. В салоне находилось пять человек. Из машины самостоятельно успели выбраться четыре человека. Утонула пожилая женщина.

«Я проживаю в селе Барак Батыр в Курчумском районе, все жители нашего района заинтересованы в строительстве моста. Он просто необходим, так как в осенне-зимний период у нас просто останавливается движение, не можем попасть в областной центр Усть-Каменогорск, приходится объезжать, а это долго, неудобно. Когда плохие погодные условия, паром останавливается даже летом, вообще добраться не на чем», — говорит Светлана Марчук, добавляя, что все ее земляки очень любят свой край, но из-за транспортных проблем многие подумывают о переезде.

А Ильяс Тургожин хоть и родился в самом Курчуме, но как уехал учиться в Усть-Каменогорск, так на родину и не вернулся. Говорит, как сестренка подрастет, заберет ее к себе.

«Возможность перебраться через водохранилище только на пароме сильно усложняет жизнь. Помню, у нас соседка умерла, ее сын очень торопился на похороны, но не успел, потому что паром был переполнен, ему пришлось остаться ждать следующий. Мы очень просим построить мост через Бухтарму, потому что иначе жители будут уезжать из района, так как жить в таких условиях очень сложно», — добавляют сельчане.

Кстати, по данным статистики, только в самом Курчумском районе, граничащем с Китаем, проживает более 23 тыс человек. За последние семь лет из района выехало около 6 тыс человек, а за четверть века население района сократилось на 50 процентов. Но многие готовы вернуться, если построят мост.

Стройка десятилетия под срывом?

Именно так — стройка десятилетия — назвали проект по возведению переправы. В проекте действительно все выглядит более чем масштабно: протяженность двухполосного автомобильного моста 1300 метров, ширина — 12,2 метра. По официальной информации, стоимость проекта составила 52,1 млрд тенге.

«Это очень важное, долгожданное событие для жителей области. Проект имеет стратегическое значение. Он свяжет приграничные районы с остальными регионами области, люди и грузы смогут передвигаться проще и быстрее», — сказал аким области.

Даниал Ахметов во время торжественного открытия начала строительства

Аким не раз подчеркивал, что возводится мост по поручению главы государства Касым-Жомарта Токаева, который назвал его уникальным стратегическим и социальным объектом.

Планировалось, что подрядчик строительства — ТОО «ОблШығысЖол» завершит работы до 2024 года. Именно поэтому новость о том, что на дальнейшие работы не хватает денег, прозвучала для жителей как гром среди ясного неба. Жители трех районов, жизнь которых зависит от парома летом и крепости льда зимой, очень надеются, что сроки все-таки не перенесут.