На территории всего Казахстана с приходом весны и большим количеством накопившегося за зиму снега сложилась паводкоопасная ситуация. Западно-Казахстанская область — один из регионов, где обстановка осложнена. Часть жителей в подтопленных селах размещают в эвакуационные пункты, некоторые села оказались отрезаны от цивилизации из-за того, что залило дороги. Ситуация напоминает наводнение 2011 года, когда также затопило большую часть Уральска. Подробности — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айши Куанышбек.
К большой воде, как это обычно бывает, оказались не готовы: слишком рано она пришла, обычно таяние в ЗКО, где климат резко континентальный, начинается в начале апреля, но в этом году зима оказалась теплой, морозов толком не было, да и снег выпал к концу зимы.
Первым делом поплыл Уральск. 11 марта городские коммунальные службы заработали с двойной силой: частный сектор на окраинах города начал жаловаться на лужи и непроходимую грязь, но в дом вода не заходила. Страдали подвалы школ и многоэтажек. В особенности новостройки в районе улицы Монкейулы, которая состоит из государственного жилья. Для полного счастья там отключили свет.
«У нас сразу несколько домов затопило. У одной женщины испортилась мебель, паласы. Она отправила детей к родственникам, сама, сколько могла, черпала. Звонила в ЧС, ей сказали, что в первую очередь будут обслуживать город. Наши жители сами скинулись, у кого что было на карте, порядка 200 тыс тенге. Наш председатель мужиков собрал, несколько дней подряд выкачивали. Купили помпы, пожарные шланги и перекачивали сначала в низину, в болото, потом протянули шланги в реку Чаган. Своими силами все делали, сейчас перестали, ждем разлива реки. Мы организовали дежурство, ходим, следим, если ситуация будет критической, будем эвакуироваться. Но люди не хотят уходить, говорят, что будут сами вычерпывать воду. Если не останутся — дома все рухнут, имущество разворуется», — говорит Тамара Александрова.
«Изначально мы не ждали, что так рано начнется снеготаяние, но, как обычно, вели снегоуборочные работы. Сначала в поселках нашего района были сильно подтоплены улицы, все размыто, в резиновых сапогах не пройти. На помощь пришли хозяева крестьянских хозяйств, дали технику, да и люди сами помогали. 13 марта в поселок Аккозы вода начала заходить с двух сторон. Прилетел вертолет МЧС, и, проверив состояние воды, было принято решение об эвакуации граждан. На лодках их переправили на другую сторону, разместили во временный эвакуационный пункт, организовали горячее питание. Некоторые уже вернулись обратно домой», — рассказал аким Каратобинского района Кадыржан Суегалиев.
«Благодаря помощи удалось избежать большой воды. Но ущерб все равно есть: те сельчане, что живут на берегу реки Оленти, пострадали, вода зашла в четыре дома, у многих разрушены хозпостройки. Для определения ущерба будет создаваться комиссия. Сейчас обстановка улучшилась, вода уходит», — говорит Мирам Кайргалиев.
«Из шести домов откачана вода, что дало возможность людям вернуться в свои жилища. Всего по области эвакуировано 265 человек, часть из них размещена в эвакопункты, другая часть — у родственников. Осуществлен перегон скота в безопасные места, пало шесть голов МРС. В результате перелива дорожного полотна девять сел остались без автосообщения, также в одном поселке 48 абонентов остались без электричества», — сообщили в оперативном штабе по ЗКО.
«Паводок — это естественное, нормальное состояние реки, она таким образом очищается и сама себя оздоравливает. Просто нам, людям, это не нравится, потому что мы заселили поймы рек и пытаемся их регулировать. То, что происходит сейчас, — это хорошо, заполняются лиманы, растут деревья, там развивается жизнь. Сейчас главная задача госорганов — организовать все правильно и воспользоваться паводком, сохранить воду для хозяйственной деятельности, чтобы в засушливый период ею пользоваться для скота и растениеводства», — говорит эколог Дархан Сариев.
Фото автора и пресс-службы районного акимата ЗКО