С приходом весны жители практически всех регионов Казахстана жалуются на бездорожье. Традиционно в топе антилидеров среди городов с исчезнувшим асфальтом занимает Караганда. Почему трассы, отремонтированные на средства налогоплательщиков, разваливаются каждый сезон и грозит ли ответственность чиновникам, пыталась выяснить собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова.
Для жителей шахтерской столицы привычной стала картина поплывшего асфальта. Как правило, не выдерживают дорожные полотна и нескольких лет. Некоторые разрушаются в первый же год. И если раньше уполномоченные органы ссылались на резко континентальный климат, то сейчас — на издержки в законе о госзакупках.
Ну а пока чиновники ищут объяснения, карагандинцы решили взять инициативу в свои руки. На одной из центральных улиц появились ящики с надписью «Садака! На ремонт дорог», что активно обсуждают пользователи соцсетей. Некоторые предлагают запустить челлендж по всей стране.
«Это позор нашего государства, около 100 млрд в год от налогов за авто плюс штрафы, и это не считая плату за платные дороги. Когда начнет работать антикор и наказывать подрядчиков и технадзор?», «Если самим собирать, то лет на 10 как минимум забудем про дыры на дорогах!» — призывают горожане.
Для поддержки отечественного производства правительство РК запретило импорт материалов для строительства дорог, соцобъектов и жилого фонда, заказчиком которых является государство. Однако качество местных материалов оставляет желать лучшего.
«На протяжении трех лет идет полный анализ битума по всему Казахстану. Проблема в том, что по всей стране качество битума очень плохое. Из всего отобранного материала за 2022 год 30 процентов битума не соответствует качеству», — отметил завлабораторией национального центра качества дорожных активов по Карагандинской области Казбек Зикрин.
Кто и как должен следить за качеством дорог?«Технический надзор коррумпированный. Сколько лет идет строительство, текущий ремонт работ, на которых участие представителей технадзора обязательно, хоть один участок они забраковали и заставили переделать? Нет! Максимум 2-3 метра переделывают и все», — указывает на недоработки общественный деятель Кабдыгали Оспанов.
Заказчик, т. е. акиматы, каждый год рапортует о том, сколько средств выделено на ремонт дорог. О проблеме некачественных материалов знают, но сделать ничего не могут. Указать в технической спецификации иные условия не имеют права, так как это будет расцениваться как завышение требований. Но и здесь можно найти выход, считают эксперты.
«Необходимо изменить технологию работ. Заказчик имеет право оговорить условия, например, заменить подстилающий слой, утрамбовать его. Все, проблем не будет. Но специалисты не хотят заморачиваться, работают по шаблону», — говорит Николай Абт.
Читайте также: «Плачу налоги, где дороги?»: Новый тренд в Казнете
Самым выгодным для подрядчиков является ямочный ремонт. Золотой жилой его не назовешь, но заработать можно довольно неплохо. Чем и как будет закрыта яма, никогда не угадаешь.
«Процентов 20-30 таких тендеров выигрывают фирмы-однодневки, у которых, кроме авторучки, больше ничего нет. Они даже офис арендуют. Что с них взять? Они работают не на имя, а чтобы заработать деньги. Об этом знают все: и акимат, и технадзор, и депутаты», — подчеркнул Николай Абт.
«Дороги в таком состоянии, что ям избежать просто невозможно. Маневрировать среди них невозможно. Каждый год одно и то же. Караганда стала совсем неухоженная, грязная, утопает в серости и мусоре», — возмущается житель города Павел Стриганов.
В этом году власти планируют отремонтировать 79 километров дорог. Как отметил руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Максут Кожанов, трансферт из областного бюджета составляет 2,9 млрд тенге, из местного бюджета — 7,2 млрд. Только карагандинцы скептически настроены и не ожидают, что дороги станут ремонтировать качественнее.