Более 2 миллиардов тенге поступят от продажи сгоревшего аулиекольского леса. Однако расчищать территорию некому, и Костанайская область просит помощи у республики. На сегодня в Аулиекольском районе вырублено только 14 процентов площади, уничтоженной пожаром, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Жанна Калиева. Последствия крупной природной ЧС, которая произошла 2 сентября 2022 года, будут устранять, по оценкам специалистов, не менее 10 лет. Для этого министерство экологии и природных ресурсов в октябре 2022 года утвердило дорожную карту и план мероприятий по контролю за освоением горелого леса.
Общая площадь, затронутая пожаром, составила почти 40 тыс гектаров. Расчищать территорию начали в ноябре прошлого года. Уже в мае стало понятно, что сил и средств на проведение необходимых работ недостаточно, несмотря на то, что сейчас в этом задействовано не менее 130 человек. В первую очередь рубят насаждения, поврежденные верховыми или низовыми пожарами. На конец июня в Аулиекольском районе было очищено свыше 4,5 тыс га, или 14% от сгоревшего леса. В управлении природных ресурсов говорят, что работы ведутся собственными силами лесхозов региона. Однако людей не хватает.
«Мы обратились за помощью в выделении специалистов в комитет лесного хозяйства и животного мира для проведения работ по отводу и таксации лесосек, а также в управления других регионов. Были письма-отказы, потому что в целом по республике пожароопасный период и они не могут отрывать своих специалистов. Но последний телефонный разговор был, что комитет готовит порядка 20 человек. Мы ждем», — сообщила и. о. руководителя управления Гульжанат Керибаева.
«Выделить какого-то крупного предпринимателя я отдельно не могу. В среднем максимально объемы доходили до 7-8 тыс кубов дерева, сейчас мы стараемся выписывать 5-6 тыс кубов, потому ограничены в объемах леса, который прошел отвод и таксацию. Опять же, из-за дефицита специалистов заниматься этим должны исключительно лесники», — отметила Керибаева.
Продукцию реализуют по ценам, установленным на основании проведенной независимой оценки древесины. Оплата производится только по безналичному расчету. Цена делового хлыста (ствол срубленного дерева без корней и сучьев — прим.) доходит до 9500 тенге за куб.
«Качество древесины уже падает, заинтересованность предпринимателей, соответственно, тоже. В целом на счета учреждений лесного хозяйства планируется поступление порядка 2,4 млрд от реализации горелого леса. Из них 1,2 млрд идет на материально-техническое оснащение лесничеств, остальная часть — попенная плата, которая поступает в бюджет», — сообщила и. о. руководителя управления природных ресурсов.
Восстанавливаться уникальный сосновый бор будет, по оценкам специалистов, не менее 70-80 лет. Первые два года после пожара стоит задача по расчистке гари для естественного возобновления леса. По правилам если на третий год этого не произойдет, необходима массовая посадка. Ориентировочно, к ней приступят осенью следующего года.
Чтобы обеспечить область сеянцами сосны, в регионе приступили к реконструкции лесных питомников Басаманского и Пригородного лесхозов. Финансируют работы через фонд сохранения биоразнообразия из средств по гранту Объединенных Арабских Эмиратов, которые выделили миллион долларов. После реконструкции питомников ожидается, что ежегодно регион будет иметь порядка 10 млн сеянцев сосны в Басаманском лесхозе, а в Пригородном — порядка 1,2 млн.
«В настоящее время ведутся работы по изготовлению рабочих проектов питомников и проектов системы орошения в них, а также уже частично приобретено необходимое оборудование на грантовые средства ОАЭ — это 325,8 млрд тенге. Мы ушли от идеи построить на территории Аманкарагая большой комплекс по типу «Семей орманы», так как проект требует намного больших затрат, чем реконструкция действующих питомников. К тому же нужны специалисты, имеющие опыт в данной сфере, и постоянное содержание. Но даже если мы поставим мощный питомник, примерный выход в год составит порядка 2 млн сеянцев. Мы же стремимся к тому, чтобы получать порядка 9-10 млн сеянцев», — отметили в управлении природных ресурсов.
«Закупка весны показала отсутствие посадочного материала на рынке республики. У нас было неисполнение по договорным обязанностям поставщиками ввиду того, что был привезен некачественный посадочный материал либо вовсе не поставлен. Собственных сеянцев тоже мало, потому что в предшествующие годы было малое количество осадков и слабое качество семян. В целом от общего объема закупки поставлено порядка 24 процентов сеянцев. Сейчас мы судимся с поставщиком, хотим признать его недобросовестным», — рассказала Гульжанат Керибаева.
Читайте также: Тракториста признали виновником масштабных пожаров в Костанайской области
О том, как прижились деревья, посаженные весной, пока говорить рано. Инвентаризация будет проходить на следующий год. В управлении природных ресурсов сообщили, что проблема не только в отсутствии посадочного материала, но и в дефиците трудовых ресурсов и техники.
«Нам необходима помощь от крестьянских хозяйств и приобретение дополнительных посадочных машин. Нужно порядка 120 единиц. Период посадки — максимально две недели, а на осень у нас план — около 6 тыс га. Время тоже поджимает», — заключила Керибаева.
Между тем, по информации департамента по ЧС региона, в связи с установившейся сухой и жаркой погодой на территории области наблюдается увеличение случаев возникновения пожаров. Так, в этом году зарегистрировано 29 лесных пожаров на общей площади 292 гектара, свыше 196 случаев загорания травостоя на площади более 500 гектаров.
Ежегодно все лесхозы региона на готовность к пожароопасному периоду проверяет Костанайская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира. По результатам мониторинга средний балл готовности учреждений составляет 7,8 балла из 10, увеличение по сравнению с 2022 годом на 1,1 балла. Прогресс связан в первую очередь с приобретением в этом году 50 тракторов, 21 пожарной машины, 38 единиц автотранспорта, а также навесного и прицепного оборудования. На эти цели из областного бюджета выделено 2,2 млрд тенге, а также 1,2 млрд тенге за счет средств, полученных от реализации горелого аулиекольского леса.