Розничные сети в Шымкенте ГЗС «Бейбарс» и «Аргос» прекратили заправку газовых баллонов для бытовых нужд. Причины неизвестны. Контактные телефоны компаний молчат, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин. Осведомленные источники утверждают, что запрет при некоторой изворотливости можно обойти, заплатив сверху от 500 до 1 тыс тенге. Торг уместен. В Туркестане и области газ на автозаправках отпускается без ограничений. Пока. Цена за литр — 60 тенге. Тоже пока.
Без паники!
В управлении энергетики и ЖКХ города сообщили, что при общей потребности 7,7 тыс тонн в месяц только за прошлую неделю в Шымкент поступило 1,6 тонн сжиженного газа. Еще 5 тыс тонн прибудут в Шымкент на следующей неделе. Итого 6,6 тыс тонн сжиженного газа — почти месячную норму — город получит до середины месяца.
Предсказуемая неожиданность
Алгоритм действий хозяев нефтегазового рынка не меняется последние лет 30: поднять цены — создать дефицит — снова поднять цены. Под нытье об убыточности бизнеса и необходимости. Еще весной министр энергетики Алмасадам Саткалиев жаловался, что при розничной цене 50 тенге/литр себестоимость производства сжиженного газа — 70 тенге/литр. Кто-то в здравом уме поверит, что наши нефтяники себе в убыток, бедняги, работают?
В январе прошлого года массовые беспорядки и погромы произошли как раз после повышения цен на сжиженный газ. Связь событий во времени еще не означает причинно-следственной связи. Но все-таки. После трагического января цену волевым решением Минэнерго заморозили на уровне 50 тенге за литр. Заодно выяснилось, что в промышленных масштабах его у нас производит единственный завод в Жанаозене, давно дышащий на ладан.
Через год испуг газовых баев сошел на нет, и с 1 июня цены подняли сразу на 10 тенге. Предельная цена — 40 320 тенге (без НДС) за тонну сжиженного газа для внутреннего рынка была установлена приказом министра энергетики до 30 июня 2024 года. Экспорт сжиженного газа в 2022 году сократился на 33,2%. Общий объем производства СГ прогнозируется на уровне 2,86 млн тонн. Еще 1,3 тыс тонн импортируется из России. Полностью экспорт сжиженного газа из страны не запрещен. Министерство энергетики ежемесячно определяет график обязательных поставок газа по регионам и рекомендует производителям продавать газ на внутреннем рынке.
Все будет хорошо
Газоперерабатывающий завод на месторождении Кашаган мощностью 119 тыс тонн в год, который должен был заработать в июле нынешнего года, теперь обещают запустить в 2025-м. Но это неточно. ГПЗ на месторождении Тенгиз планируют построить в 2027 году.
Небольшой, на 60 тыс тонн в год завод в Актау собирались построить еще до конца 2021 года. В 2021 году планы строительства еще одного ГПЗ презентовал лично уже бывший министр энергетики.
«В Жанаозене запланировано строительство нового газоперерабатывающего завода мощностью 900 млн кубов газа, стоимостью 147 млрд тенге. Срок завершения — 2023 год. Завод в год будет давать 232 тыс тонн сжиженного газа», — сказал тогда Магзум Мирзагалиев.
Судя по отсутствию информации о судьбе проекта, еще с одни заводом как-то не задалось.
«В целом реализация этих проектов, — обещал три года назад министр, — позволит увеличить производство сжиженного газа к 2025 году на 300 тыс тонн, что составит 3,5 млн тонн. А объем привлеченных инвестиций будет порядка 530 млрд тенге».
До 60% сжиженного газа потребляет автотранспорт. Относительно невысокие цены на этот вид топлива мотивировали автовладельцев к переоборудованию машин под сжиженный газ. Такое уже было с дизельным топливом. Когда-то оно тоже было дешевым...
Это глубоко чуждое идеалам свободного рынка явление начали искоренять еще в январе этого года. Мажилис принял пакет поправок в законодательство о регулировании цен на сжиженный газ.
«Мы видим особенность повышения цен на бензин, — заявила тогда депутат Екатерина Смышляева, — в то время, когда газ почти в четыре раза дешевле. Установить газовое оборудование на автомобиль стоит 200 тыс тенге, и оно окупится примерно за три месяца. По международным стандартам цена сжиженного газа должна составлять порядка 70% цены бензина. Тогда у нас не будет такого перекоса в сторону газового оборудования на автомобилях».
Какие «международные стандарты» госпожа депутат имела в виду, осталось тайной. Но искреннее возмущение тем, что кто-то кое-где у нас порой все еще норовит ездить на дешевом, по ее меркам, горючем, делает честь народной избраннице. Нечего тут! Даешь газ по 250!
После этого рост цен стал вопросом ближайшего времени.
Свой весомый вклад в рост цен на сжиженный газ внесло КТЖ. Повышение тарифов на перевозку по железной дороге прибавило к цене на ГЗС сразу 20%.
Пикантности ситуации придает то, что на рынке сжиженного газа доминирует национальная компания «КазМунайГаз». И не только газа. По имеющимся в открытых источниках данным, нацкомпания контролирует до 80% рынка нефтепродуктов страны. То есть все эти ежегодные ритуальные пляски вокруг дефицита топлива с последующем взвинчиванием цен устраивают не какие-нибудь злые, жадные частники ради своих корыстных интересов, а наше государство, которому КМГ принадлежит.
Интересно, что одной из целей изменения законодательства о регулировании цен на сжиженный газ в начале года декларировалась ликвидация посредников на пути от завода до АЗС. Цены поднялись, посредники остались, газ пропал. Ждем скорого возвращения с приличной прибавкой в цене. Все как обычно.