Как в Туркестанской области копают по-черному

В области расторгнуты контракты с 11 недропользователями, возбуждено 16 уголовных дел по фактам незаконной добычи полезных ископаемых. Причины расставания банальны и привычны — работа в водоохранных зонах рек. И речь идет только о легальных разработчиках недр, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.

Фото автора

Сколько на территории области работает черных копателей, не знает даже всезнающая статистика. Основной объект их криминального промысла — гравий. Масштабные автодорожные работы и строительство в Туркестане взвинтили спрос. Рынок немедленно откликнулся ростом предложения. В городах и селах области — сотни площадок продажи песка и гравия. Источники их происхождения часто весьма туманны. Даже если по документам материалы добыты в законных карьерах, это далеко не факт. Таких зарегистрировано около сотни, и они просто физически не в состоянии обеспечить наблюдаемое гравийно-песчаное изобилие.

Кроме гравия и песка, на территории области добывают глину, известь, минеральные пигменты, гипс и ангидрит, базальт, строительный камень, бетонит, соль.

«Нам подают заявки представители компаний по добыче полезных ископаемых, — говорит начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования Кайрат Абдуалиев. — Прежде чем выдать такое разрешение, заключаем договор, обязательным условием которого является бережное отношение к окружающей среде. Здесь, как в медицине, должен быть и действует принцип «не навреди». Если же происходит обратное, к работе подключаются экологи и правоохранительные органы».

Периодически деятельность черных копателей по руслам рек попадает в поле зрения областных властей. Обычно самодеятельные добытчики гравия чувствуют себя настолько уверенно, что сворачиваются только при появлении высокого начальства. На местах, как правило, все про все знают и все, с кем надо, согласовано.

В августе акимат области инициировал сплошную проверку зарегистрированных на ее территории карьеров.

«Деятельность предпринимателей, разрушающих русла рек, вскрывающих горные массивы и исторические места, добывающих незаконно песок, гравий, камень и другие полезные ископаемые, должна пресекаться на законном основании, — отметил аким области Дархан Сатыбалды. — Вся необходимая для этого нормативно-правовая база имеется. Дело за исполнением».

С исполнением без волшебного пинка с самого верха на юге всегда проблемы. Гравий роют в разных местах по руслам крупных рек Арыс, Аксу, Боген, Келес и в неподдающихся учету мелких речушках и ручьях. Разумеется, никаких восстановительных работ, предусмотренных законодательством, нелегалы не проводят. Их задача — быстренько нарыть побольше, убежать подальше и продать подороже. Незаконная разработка наносит такие удары по экосистемам водоемов, от которых ей уже не оправиться.

«Почему эта проблема возникла? Если бы каждый государственный орган правильно выполнял свои обязанности, не было бы ни одного незаконного карьера. Их работа должна быть остановлена навсегда. На встречах с населением этот вопрос часто поднимается. Жители страдают от незаконных карьеров. Ущерб наносится рекам и ручьям. Тяжелые автомобили вывозят камни по дорогам, на строительство которых были затрачены миллиарды. Считаю, что те, кто их защищает, — преступники», — категоричен в своем мнении Сатыбалды.

В области зарегистрировано 175 предприятий-недропользователей, добывающих полезные ископаемые. Большая часть расположена на территории Сауранского, Сайрамского, Ордабасинского районов и Арыси. Они работают на контрактной и лицензионной основе. 13 предприятий по добыче и разведке твердых полезных ископаемых работают по контракту с министерством индустрии и инфраструктурного развития РК. Добывают золотой фосфорит, барит, медь, уголь и композитные металлы. В Созакском, Тюлькубасском районах и городе Кентау разрабатываются месторождения с залежами золота, фосфора, барита, железной руды.

По поручению акима области департамент полиции проводит специальную операцию по пресечению незаконного использования недр. Сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью, природоохранной группы и патрульной полиции водворяют грузовые машины, нелегально перевозящие песок и гравий, на штрафстоянки. Материалы направляются в департамент экологии для принятия решений. Возбуждено 16 уголовных дел. Совместно со специалистом-маркшейдером ведется мониторинг 45 территорий, где ведется добыча полезных ископаемых. Выявленные нарушения будут документироваться и направляться в уполномоченные органы для принятия мер.

«По результатам проверок, — сообщил начальник управления предпринимательства и промышленности Нуржигит Мырзахметов, — досрочно прекращено действие контрактов с тремя недропользователями на территории Сайрамского района в связи с расположением мест добычи в водоохранной полосе реки Аксу. За работы на особо охраняемых территориях государственного регионального природного парка «Сырдарья-Туркестан» приостановлена деятельность трех недропользователей в районе города Арыси. Действия контрактов досрочно прекращены в связи с работой в природоохранных зонах рек в Ордабасинском, Сауранском, Толебийском, Тюлькубасском, Шардаринском районах. Нарушителей обязали восстановить ущерб природе».

Охраняют природу области несколько солидных ведомств: департамент экологии, управление природных ресурсов и регулирования природопользования, природоохранная прокуратура, природоохранная полиция. О результатах их работы в промежутках между рейдами и спецоперациями ничего неизвестно. Косвенно об их скромности можно судить по не уменьшающемуся год от года количеству черных копателей на реках Южного Казахстана.