Стерты навсегда: О постройках в Семее, хранивших историю Алаш-Орды

Движению «Алаш» в последнее время уделяют много внимания. Издаются книги и снимаются фильмы о деятельности движения. Объявленная на Втором всеказахском съезде в Оренбурге Казахская автономия получила название «Алаш», а местом дислокации ее правительства — Алаш-Орды — был выбран Семипалатинск. Как и чем жил Семипалатинск того времени, читайте в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаевой.

Фото автора

Архивные документы свидетельствуют о том, что поиском города, который мог бы стать политическим центром казахской степи, первая волна национальной интеллигенции занималась задолго до объявления автономии. Так, Алихан Букейханов в 1915 году рассматривал города Караоткел (Акмола, ныне – Астана), Оренбург, Троицк. Но в одних оказалось мало казахского населения, и преимущественно оно было представлено обучающимися студентами, в других, по оценке Букейханова, для такого статуса еще не сформировался интеллектуально-культурный пласт.

Закономерно, что выбор пал на Семипалатинск. С ним были связаны имена не только Абая и Шакарима, но и Федора Достоевского, Нифонта Долгополова, Евгения Михаэлиса, Бориса Герасимова, Григория Потанина. Город на Иртыше уже тогда отличался высоким уровнем культуры, науки и образования. А проходящая через него железная дорога напрямую связывала его с российской Сибирью и Средней Азией.Из этих соображений месторасположением правительства автономии был избран Семипалатинск. Весной 1917 года левобережная часть города, известная в народе как Заречная слобода, решением Алашского исполнительного комитета была объявлена городом под названием Алаш. Позже здесь начало работать правительство одноименной автономии.

На выбор Семипалатинска повлияла, по всей вероятности, и демографическая ситуация, сложившаяся в слободе. Из архивных документов известно, что в 1872 году здесь находилось 270 домов, из них 243 принадлежали казахам. А к концу 1913 года численность жителей составила 5325 человек, из них 4501 — магометане (преимущественно казахи).

В 1917-м об одобрении преобразования Заречной слободы в город Алаше специальной телеграммой из Москвы сообщает большевистский ВЦИК: «Шлем Вам товарищеский привет!» А спустя десять лет, в сентябре 1927 года, Семипалатинский губком переименовал его просто в Жаңа Семей.

У Заречной слободы задокументированная, противоречивая и весьма интригующая история. Она связана с тяжбой между городскими и областными властями вокруг вопроса — присоединять ее к городской черте или нет? Тяжба, начавшись в 1873 году, длилась более полувека. Временами ситуация накалялась настолько, что депутации слободы, отстаивая свою «независимость» от города, ездили в Петербург, а министерство внутренних дел царской России по этому вопросу даже обращалось в совет министров.

Одиннадцать лет назад научно-исследовательский центр «Алаштану», работающий в Семее под руководством доктора исторических наук Ерлана Сыдыкова, издал сборник документов под названием «Город Алаш», где собраны 156 первоисточников, которые сохранились в фондах Центра документации новейшей истории Семея и отражают всю историю левобережной части города. Более сотни из них содержат информацию о деятельности правительства Алаш-Орды. В наше время эти документы стали бесценным кладом для ведущих историков страны, легли в основу многих диссертаций, научно-исследовательских работ.

Но вернемся к истории самой слободы. Она была основана в 1764 году как меновой двор, который оказался весьма полезным в коммерческом и стратегическом отношениях. На так называемый Қара базар (черный рынок), находящийся здесь, гнали скот из Алтайского края, Китая, Монголии, а через «посредство азиатов» русские получили возможность сбывать свои изделия вплоть до Китая. Только через 12 лет на противоположном, правом, береге Иртыша возник нынешний Семей.

Левобережная часть города в первой половине XIX века состояла из трех слобод — Тыныбаевской, Жоламановской и Тарактинской. Одной из старинных построек, сохранившихся до наших дней и продолжающих выполнять свою первоначальную функцию, является мечеть богатого казаха из рода уақ, купца второй гильдии Тыныбая Каукенова, которая ориентировочно была построена в 1830-х годах. В архиве сохранились даже такие подробности, что в 1858-м ее прихожанами были 145 мужчин и 137 женщин.

Мечеть, в духовном и культурном отношениях ставшая, несомненно, центром притяжения для коренных жителей близлежащих степных просторов, описана в дневниковых записках Шокана Уалиханова о путешествии в Кашгарию, романе Мухтара Ауэзова «Путь Абая», книге воспоминаний барона Врангеля о Достоевском. Информация о ней встречается в докладах, секретных донесениях официальных лиц и газетных публикациях XIX века.

Вот в таком месте на волне невиданных исторических бурь родилась и осуществляла свою деятельность первая Казахская автономия, оставившая яркий след в летописи страны. И с годами интерес к ней и ее деятелям только возрастает.

В Семее сохранились здания, где алашевцы жили и трудились. Их, к сожалению, остается все меньше. Но даже снесенные или сгоревшие (бывали и такие случаи) они могут рассказать о многом.

Это относится, в частности, к истории частного дома Абдурахмана Юсипова, где располагалось правительство Алаш-Орды. Построив этот дом из десяти комнат и с большой редкостью того времени — телефоном, он дарит прежнее жилье казахской школе. В 1917-м с появлением Казахской автономии новый дом уступают уездной земской управе. Здесь размещаются отделы земельный, промышленный и по народному образованию, а также редакции газеты «Сарыарқа», ставшей рупором движения, журнала «Абай», типографии Алаш-Орды.

На месте этого дома в начале 1980-х годов прошлого века построили жилые многоэтажки. Район горожане прозвали «Океан» из-за названия магазина, в котором продавали морепродукты…

Вблизи сохранившейся мечети Тыныбая когда-то стоял просторный дом известного в городе мецената Мухамедхана Сейткулова. Именно он финансировал издание журнала «Абай», выходившего под редакцией Жусипбека Аймауытова и Мухтара Ауэзова, а также газету «Сарыарқа».

В стенах этого дома велись бурные дискуссии об истории, культуре и литературе, о прошлом и будущем казахского народа. Здесь зарождался первый казахский театр. А частыми гостями стали Шакарим, Кокбай Жанатайулы, Султанмахмут Торайгыров, Амре Кашаубаев, Жусипбек Аймауытов, Магжан Жумабаев, Алихан Бокейханулы, Миржакып Дулатов — люди, которые внесли огромный вклад в развитие страны и навсегда остались в памяти народа.

 В 1932 году дом был конфискован, а спустя еще пять лет Сейткулов арестован и расстрелян. В 1970-е годы снесли и сам дом… Воспоминаниями о своем деде Мухамедхане Сейткулове поделилась директор Центра образования и культуры им. Каюма Мухамедханова Дина Мухамедхан.

«2 декабря 1937 года в два часа ночи в Семипалатинске был расстрелян Мухамедхан Сейткулов. В ту холодную декабрьскую ночь расстреляли много людей, среди которых были имамы и священники. Есть сведения, что их было порядка 100 человек. Это преступление до сих пор не раскрыто. Место расстрела и место захоронения моего деда неизвестно. Мы писали в КГБ, потом в КНБ, в МВД, узнали, что его дело находилось в Москве, а в 1956 году передано в КГБ Семипалатинска. В официальном ответе из Москвы была рекомендация смотреть это дело, в котором все сведения должны быть. Но в деле нет информации о месте расстрела и захоронения, нет даже фотографии деда, а ведь репрессированных перед смертью фотографировали и вели строгий учет. Значит, кто-то из преступников, администраторов, исполнителей сталинского режима позаботился о своей безопасности еще в то далекое время, когда до официальной реабилитации были десятки лет. Или это сделали позже потомки и последователи преступного сталинского режима… Так они хотели полностью стереть память о погибших, предать их забвению», — предполагает Дина Мухамедхан.

Сколько в Семее уничтоженных зданий, свидетельствующих об Алаш-Орде, сегодня уже не скажет никто. Увы, ее история и по сей день изобилует белыми пятнами.Уездное земское управление располагалось в доме Каражана Укибаева — здании просторном, из множества комнат, также с телефоном. Историки предполагают, что здесь могли размещаться суд и милиция, а возможно, и штаб войск «Алаша». В здании до конца 1970-х годов располагалась школа-интернат, и находилось оно недалеко места, где сейчас стоит памятник Мухтару Ауэзову.

Сохранился двухэтажный дом Анияра Молдабаева. Есть свидетельства, что его, ставшего впоследствии банковским работником, в свое время направил на учебу Абай. В доме, который Анияр приобрел у купца Москвина, подолгу жил Абай с детьми, когда приезжал в Семей. Здесь жили и видные деятели алашского движения: Мухтар Ауэзов, Жусипбек Аймауытов, Миржакып Дулатов.

Здание, в котором сегодня в Семее располагается областной историко-краеведческий музей, когда-то было особняком городского губернатора. В 1917 году в нем находился Дом Свободы. Именно здесь проходил Первый областной казахский съезд, где был поднят вопрос о Казахской автономии. Здесь семипалатинская общественность приветствовала Алихана Бокейханулы.

До 1918 года тут размещалась областная земская управа, в состав которой входили Раимжан Марсеков, Халел Габбасов, Алимхан Ермеков. Местное земство решало социально-бытовые, промышленные и сельскохозяйственные вопросы, а также вплотную занималось организацией работы местных судов и милиции. Так, в начале 1918 года на первом чрезвычайном земском заседании был избран состав областного суда. Его председателем стал Мукыш Боштаев.

В нескольких кварталах от бывшего Дома Свободы сегодня расположен парк Победы, в котором Вечный огонь установлен на месте трагической гибели еще одного алашординца. Весной 1918 года бойцы алашской милиции проводили здесь занятия по боевой подготовке. В один из дней их командир Казы Нурмухаметулы был убит выстрелом красноармейца. В связи с этим трагическим событием в Семипалатинске прошел траурный митинг, на котором выступали Шакарим, Миржакып Дулатов, Раимжан Марсеков, Жусипбек Аймауытов.

Читайте также: Фильм «Міржақіп. Оян, қазақ!» досрочно сняли с проката в кинотеатрах

Несколько лет назад в центре Семея снесли старую тюрьму, возведенную еще при императрице Елизавете. Здание было построено в форме буквы «Е», в честь императрицы. Именно сюда в XIX веке с очередной партией арестантов был доставлен Федор Достоевский. Спустя десятилетия, в 1907 году, массивные тюремные двери захлопнулись за алашордынцами Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Букейхановым, которые получили сроки за политическую деятельность.

Впрочем, Алихану Букейханову пришлось еще раз почувствовать стылость вековых семипалатинских застенков в 1922 году. На этот раз он оказался здесь вместе со своим соратником Миржакыпом Дулатовым, который тоже несколько раз становился узником старой тюрьмы. Тогда же сюда был заключен сын Абая — Турагул, следующий арест которого случился в 1927 году.