Акиматовские отчеты vs реальность: Села в области Абай и на 50% не обеспечены водой

Пока подрядные организации отчитываются перед госорганами об успешном строительстве новых водопроводных сетей и реконструкции старых, а те в свою очередь рапортуют о 92-процентном охвате населения централизованным водоснабжением, антикоррупционная служба региона назвала эти факты несоответствующими действительности. Что не так со строительством водопроводов в области, разбиралась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.

Фото Роллана Казенова

Еще в мае на заседании правительства премьер-министр устроил разнос по вопросам обеспечения населения чистой питьевой водой, в Урджарском районе области Абай чиновники отрапортовали о новых водопроводных сетях, построенных за миллиарды. Вот только воды как не было, так и нет. В дело пришлось вмешаться общественникам вместе с антикоррупционной службой.

Первым объектом критики стали якобы реконструированные водопроводные сети в селе Маканчи. Руководитель филиала республиканского общественного объединения «Әділдік жолы» Адиль Пшенов задался вопросом: куда утекли почти 2,6 млрд тенге, если водопровод как следует не функционирует?

Свою работу подрядная организация — ТОО «Астанаводсервис» сдало еще в ноябре 2020 года. Но вода есть в домах лишь у жителей 11 улиц, хотя по договору должны быть обеспечены 80.

«На двух улицах нет колодцев, на более чем 15 отсутствуют подключение труб абонентов, водонепроницаемая отмостка, на многих колодцах люки сломаны. Сами они герметично не закрыты, практически во всех полно воды, тогда как, согласно СНиПам, они должны быть сухими при любой погоде. Нет мягких соединений между трубами. В местах с высоким уровнем грунтовых вод должен быть водоотлив, а он отсутствует. Дороги после строительства не приведены в надлежащее состояние», — говорит Адиль Пшенов.

И это далеко не все нарушения, которые выявили общественники и антикоррупционная служба.

Сама водозаборная станция разместилась в полутора километрах от села Маканчи. Место, кстати, выбрано не самое удачное, так как по соседству стоят бывшие очистные сооружения, а на расстоянии 500–800 метров располагается действующий отстойник, куда сливаются отходы жизнедеятельности пограничного отряда и районной больницы.

«Вполне возможно, что сточные воды смешиваются с подземными и могут через водозабор попасть в дома, — возмутился общественник. — Работы не выполнены на 70%, при этом, считаю, надо провести проверку в отношении лиц из экологической службы и санэпидемнадзора, которые дали добро на строительство станции около действующего отстойника канализационных сливов. Что характерно, стратегически важный объект в селе никем не охраняется».

Еще 1,3 млрд потратили на реконструкцию водопроводных сетей в селах Ельтай и Жоғарғы Егінсу. И здесь тоже есть вопросы.

На въезде в село Ельтай, в котором проживает чуть более тысячи человек, есть скважина, откуда люди набирают воду для питья, скота и полива огородов. Они и рады бы подключиться к водопроводу, но после реконструкции его не смогли запустить в строй, так как не были предусмотрены средства для пусконаладочных работ.

На водозаборной станции нет электричества, соответственно, не работают насосы. Подрядная организация — ТОО «Көлсай Строй» завершило работу еще летом 2020 года. И работу приняли...

Жители Жоғарғы Егінсу уже много лет пользуются водой из огородных скважин. Люди говорят, что вода очень чистая и вкусная и о централизованном водопроводе в своем селе они никогда не грезили. Вода в дома подается при помощи насосов. Тем не менее подрядная организация — ТОО «QazConstructions» выиграло тендер на сумму 644 млн тенге и к весне 2021 года проложило в селе новенький водопровод. Но он к сети... не подключен.

«Здесь также имеются нарушения. Колодцы засорены илом и песком, в операторной внутренняя труба диаметром 219 миллиметров треснула, скорее всего, разморозилась в зимнее время. Место крепления данной трубы к фильтрам повреждено», — рассказывает Адиль Пшенов.

Общественник задается вопросом: как во всех этих случаях заказчик, коим является отдел архитектуры, градостроительства и строительства Урджарского района, и технадзор приняли работу? Причем нарушения выявили еще осенью прошлого года и указали на них подрядчикам, но воз, как говорится, и ныне там.

Сумма ущерба, нанесенного государству, пока подсчитывается в антикоре. А вопрос, когда в этих селах появится нормальное водоснабжение, повис в воздухе.

Тем временем чиновники бодро рапортуют, что в области Абай в этом году реализуют еще 33 проекта по строительству сетей водоснабжения, и рассказывают, что централизованным водоснабжением обеспечено 91,9% жителей региона.

Несмотря на заявления властей о решении проблем с питьевой водой, на самом деле люди остаются без доступа к элементарным благам цивилизации. Вот и на очередном заседании межведомственной комиссии по противодействию коррупции представители антикора сообщили о довольно значительных расхождениях в информации госорганов по обеспечению населения питьевой водой и предложили призвать к ответственности виновных.

Интересные цифры привел первый заместитель руководителя областного департамента агентства РК по противодействию коррупции Рустем Токбергенов. В документах, предоставленных управлением энергетики и ЖКХ, черным по белому значится, что обеспеченность чистой питьевой водой по области составляет 92%. Но «антикоррупционщики» насчитали по всем акиматам области лишь 41%.

«Мы проверили сведения и столкнулись с неприглядной реальностью. Фактически из 327 населенных пунктов центральное водоснабжение имеется только в 73. В остальных водопровод либо не достроен, либо по различным причинам бездействует», — информировал Рустем Токбергенов.

Не дождавшись от властей обещанного, жители сел летом пьют воду из водоемов, имеющихся в населенных пунктах, а зимой вынуждены растапливать снег или лед.

«С этими проблемами местные жители обращались в различные инстанции, но их никто не услышал и меры не принял. Сегодня, несмотря на сложившуюся ситуацию, местные власти рапортуют о неких 92% жителей региона, якобы подключенных к централизованному водоснабжению. Но мы видим на практике, что это не так. Такие данные, мягко говоря, не соответствующие действительности, акиматы предоставляют на основе актов ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения. К примеру, в селе Маканчи по документам в 2021 году якобы был построен колодец, но фактически воды в регионе нет... Статистика акиматов строится на таких документах», — отметил Рустем Токбергенов.

Откуда будет доверие у населения к местной власти, если чиновники даже не утруждают себя тем, чтобы выехать на место и проверить, как на самом деле обстоят дела?!

«Отдельно хочется отметить некачественную работу контролирующих органов. В текущем году госорганами по вопросам водоснабжения были проведены проверки в Урджарском районе, точнее, в уже упоминавшемся выше селе Маканчи. В результате было выявлено недовыполнение работ при строительстве объектов водоснабжения на сумму 12 млн тенге, что, на наш взгляд, не отвечает реальному положению дел. Поскольку даже невооруженным взглядом видно, что сумма недоделок в разы больше. Всего на строительство 54 веток водопровода на улицах Маканчи было потрачено 2,6 млрд тенге. Фактически же из них функционируют только четыре», — привел цифры и факты представитель антикора.

ГАСК тоже провел проверку, и, несмотря на то что необходимо было установить перечень и объем невыполненных работ, в управлении ограничились лишь констатацией процедурных нарушений и привлечением к административной ответственности руководителя отдела строительства. Каким образом акимат подписал акт выполненных работ без фактического их выполнения да еще и умудрился «ввести» водопровод в эксплуатацию, теперь предстоит выяснить правоохранительным органам.

Аналогичным образом, по информации антикора, представители уполномоченных госструктур провели некачественные проверки и по другим объектам водоснабжения. Они, по словам Рустема Токбергенова, неэффективные и бесполезные, так как не отражают реальной картины и не преследуют цели логического завершения проекта.

Из-за ненадлежащей работы и некомпетентности государственных проверяющих люди лишены доступа к питьевой воде, а виновные избегают ответственности.

В этой связи антикор предлагает провести повторную проверку водопровода в Маканчи, в ее рамках назначить комплексную экспертизу и подсчитать ущерб, что позволит привлечь виновных лиц к ответственности и завершить объект. Материалы и соответствующие предложения уже направлены в прокуратуру.

«Стремясь оправдаться, госорганы перекладывают ответственность друг на друга, заявляя, что вода—– вопрос не их компетенции, хотя все они в тандеме должны считать объем невыполненных работ и устанавливать ущерб. В результате аудиторской бюрократии в настоящее время отсутствует правовой механизм по отношениям подрядчика и заказчика, а также по привлечению виновных к установленной законом ответственности», — подчеркнул Рустем Токбергенов.

Фото Адиля Пшенова и Роллана Казенова