Подковерная грызня: Смертельное ДТП в Шымкенте не просто оплошность водителя автобуса?

В Шымкентском межрайонном суде по уголовным делам завершился процесс над водителем автобуса, сбившего вечером 8 апреля шестерых человек на городском перекрестке. Тяжелая машина, оставшаяся без управления, убила на месте четверых. Еще одна пострадавшая скончалась в больнице. Чудом выжила только одна девушка. Несмотря на большой общественный резонанс, вызванный ДТП, осудили только водителя, оставившего машину без присмотра. Следствие, длившееся более полугода, вины в сложившейся ситуации ответственных чиновников акимата и руководства автопарка не обнаружило. Судя по тому, что было оглашено в зале судебного заседания, и не пыталось найти. Причинно-следственные связи провел собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.

Фото: otyrar.kz

Не в том месте и не в то время

Суд установил, что водитель вечером злополучного дня подменил своего коллегу. То есть, находиться за рулем машины-убийцы не должен был.

Из приговора:

«8 апреля 2023 года примерно в 17:08 часов Ю. по предварительной договоренности, подменил водителя автобуса №21 маршрута Ж. и без путевого листа занимался перевозкой пассажиров. Примерно в 18 часов 25 минут Ю., завершив маршрут на конечной остановке «Метро» по улице Байтерекова, развернувшись, остановился возле остановки. Не поставив на ручной тормоз, оставил автобус, чтобы зайти в туалет одного кафе. Примерно в 18 часов 28 минут оставленный Ю. автобус совершил произвольное движение по склону дороги в сторону улицы Назарбекова и, не доезжая 50 метров до светофора, вышел на встречную полосу. /.../ на пересечении улиц Назарбекова и Байтерекова автобус совершил наезд на стоявших возле светофора пешеходов /.../».

Водитель автобуса, человек с более чем 20-летним профессиональным стажем, работавший до компании Shymkent bus в автохозяйстве областного акимата, покидая машину, не включил стояночный тормоз? Серьезно?! Да это движение у любого, проведшего за рулем хотя бы пару недель, хотя бы любителем на собственной легковушке, становится автоматическим. Раз и на всю жизнь. Об этом он заявил во время судебного заседания:

«Я поставил на ручник и вышел. Никакого злого умысла у меня не было. Я знаю свою машину. Часто там ее так оставлял. Но вот так случилось», — сказал водитель автобуса.

Есть рассказы очевидцев о том, что прибывшие на место сотрудники автопарка совершали с машиной какие-то манипуляции. Но версия технической неисправности автобуса следствием была проигнорирована.

Суд принял без тени сомнения заключение автотехнической экспертизы об исправности стояночной тормозной системы автобуса. Что у всех, кто хоть немного знаком с реальной жизнедеятельностью шымкентских компаний-перевозчиков, вызывает серьезные сомнения.

Сразу после ДТП, которое, по странному стечению обстоятельств, совпало с очередным ноу-хау городских чиновников — ликвидацией кондукторов, как социальной группы, возглавлявший на тот момент управление пассажирского транспорта и автодорог акимата города Мухтар Коканбаев заявил:

«Мы считаем, что вчерашняя трагедия — это человеческий фактор. Вопрос о возвращении кондукторов не стоит».

У водителей, на которых за те же деньги взвалили дополнительную работу по сбору денег и отслеживанием оплаты через валидаторы, на этот счет свое мнение. Но кто их спрашивает?

Зона невезения

Судьба очередного руководителя городского транспорта дальше сложилась трагично. Спустя два месяца его задержали по подозрению в получении взятки в 13 млн тенге от предпринимателя «за беспрепятственную оплату бюджетных средств при субсидировании пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам».

Подробностей городской Антикор до сих пор не сообщает. Известно только, что Коканбаев был помещен под домашний арест. В должности он проработал четыре месяца... Судя по сверхгуманной мере пресечения, дело вряд ли завершится для чиновника слишком плохо. Но вот ЛРТ в Шымкенте, проект которого активно продвигал задержанный, не будет.

Вслед за ним, 20 июля КНБ задержал заместителя акима Шымкента, курировавшего пассажирский транспорт, Максута Исахова. В КНБ, по восходящей к советским временам традиции наводить тень на плетень, сообщили только, что он задержан «по подозрению в коррупции». Связано ли задержание М. Исахова с делом о распиле субсидий на пассажирские перевозки, неизвестно.

Выводов не будет, будет продолжение

«Трагедия 8 апреля — следствие системного беспорядка (если можно так выразиться) в сфере пассажирских перевозок Шымкента — считает руководитель группы общественного мониторинга Бауыржан Исалиев. — Такая ситуация сложилась не вчера. Отслеживая положение с начала нулевых, могу констатировать, что с каждым годом она только ухудшается. Все, так называемые, «реформы» если что-то приносят, то только тем, кто их продвигает. Много лет говорили, что пассажирские перевозки убыточны, необходима государственная поддержка. Кто бы убыточным бизнесом стал заниматься? За маршруты в городе такая подковерная грызня идет! Выбили с рынка почти тридцать местных компаний-перевозчиков. Отдали все двум bus-ам (Shymkent bus, Green bus, авт.). Субсидии полились рекой. 13 млн только отката и только с одного перевозчика! А ситуация все хуже и хуже. Аварии, нарушения ПДД стали просто визитной карточкой нашего города. После 20 часов автобусов в Шымкенте нет. Новые маршруты как будто хвостом резвящегося мула прочерчены... Автобусный парк стремительно изнашивается. И во всей этой кажущейся бессистемности прослеживается система. По освоению бюджетных денег».

Суд приговорил водителя по статье УК РК «Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц и причинение вреда здоровью средней степени» к пяти годам колонии и лишению права управлять транспортными средствами на 7 лет.. Приговор в законную силу еще не вступил.