Герой в памяти народной: История Кайрата Рыскулбекова после Желтоксана

Сегодня страна отмечает День Независимости. По традиции в этот день вспоминают народного героя Кайрата Рыскулбекова. Свои последние дни он провел в семипалатинской тюрьме. Как хранят память в Семее о Халық Қаһарманы Кайрате Рыскулбекове, рассказывает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.

Фото автора. Памятник Кайрату Рыскулбекову в Семее

Декабрь 1986 года. Многие молодые люди тогда взвалили на свои плечи всю меру вины за то, что осмелились открыто и смело заявить о своем праве на самоопределение и самостоятельность. Среди них был и скромный парень Кайрат Рыскулбеков. Сегодня он — национальный герой. Правда, признание это Кайрат получил посмертно. По воспоминаниям участников Желтоксана, его обманом заставили взять на себя убийство дружинника Савицкого, убедив, что срок будет меньше, чем за убитого в тот день милиционера.

Судебный процесс начался 25 мая 1987 года, в его ходе появилось множество «свидетелей», дававших показания против Кайрата Рыскулбекова. В своем последнем слове на суде Кайрат сказал так:

«...не стану скрывать, 18 декабря 1986 года я ходил на площадь. К тому меня побудило, во-первых, желание увидеть собственными глазами, что же там такое происходит. Во-вторых, решимость выполнить долг граж­данина и мужчины-защитника, если подтвердятся разговоры о том, что солдаты и милиционеры безжалостно избивают молоденьких казахских девушек. Однако, Бог тому свидетель, я никого не убивал. Совершить такое выше моих сил. Да, было дело, ударил несколько раз одного милиционера за то, что он таскал за волосы и избивал изу­верски какую-то девушку. Но этот человек по сей день жив, ничего такого с ним не случилось. На том исчерпывается все мое преступление...»

Тем не менее 16 июня 1987 года судебная коллегия приговорила Кайрата Рыскулбекова к исключительной мере наказания — расстрелу. В приговоре говорилось, что «при активном участии Кайрата Рыскулбекова было сожжено девять машин, повреждено еще 152, ранены 326 милиционеров и 196 военнослужащих; он нанес ущерб государству на сумму 302 644 рубля».

Это вопиющее попрание законности и справедливости суда вызвало мощную волну возмущений в разных странах — в адрес кремлевских руководителей посыпались письма и телеграммы с требованиями о помиловании Кайрата Рыскулбекова. Как бы ни старались руководители КПСС и советского государства фальсифицировать информацию о Желтоксане, мир обо всем этом узнал в тот же день, о чем писали практически все газеты.

Мировая общественность выразила протест против приговора в отношении Кайрата Рыс­кулбекова.

К участникам Желтоксана применяли грязные методы: предъявление ложных обвинений, подтасовка фактов, игнорирование свидетельских показаний, выбивание признаний путем применения физических и моральных пыток, угроз, обмана, обещаний. Избиения, применение техники, специально обученных собак, держание на морозе в мокрой одежде участников демонстрации свидетельствовали о разложении тоталитарного режима.

Под давлением общественнос­ти 23 апреля 1988 года постановлением президиума верховного совета СССР смертная казнь для Кайрата Рыскулбекова была заменена лишением свободы на 20 лет. Кайрат умер в тюремной камере 21 мая того же года. Подробности его смерти до сих пор не раскрыты.

В своем последнем стихотворении, написанном незадолго до трагической гибели, Кайрат выплеснул всю свою боль как общенациональную трагедию казахского народа. Еще один любопытный факт. В августе 1992 года в редакцию семипалатинской областной газеты «Иртыш» пришло письмо от соседа Кайрата по камере Леонида Власенко, в котором он признался в убийстве народного героя. Однако до сих пор дело о смерти Кайрата Рыскулбекова так и не доведено до логического конца. Честное имя Кайрата Рыскулбекова было восстановлено 21 февраля 1992 года. Он полностью был реабилитирован 9 декабря 1996 года. Указом президента Казах­стана ему посмерт­но присвоили звание Халық Қаһарманы с вручением ордена «Отан». Этот орден из рук Нурсултана Назарбаева получила мама героя — Даметкен-апай.

В Семее в память о народном герое в декабре 2002 года открыли памятник. Это работа скульптора Муратбека Жанболатова, изобразившего Кайрата рвущимся из заточения. На открытие памятника приезжала мать Кайрата — Даметкен Рыскулбекова. С тех пор в День Независимости Казахстана в Семее ежегодно проходят митинги, посвященные памяти жертв Желтоксана — молодых людей, которые первыми заявили во весь голос о необходимости реформ и строительстве демократии на территории Казахстана.

Каждый год 16 декаб­ря сюда приходят люди, чтобы вспомнить трагедию, произошедшую много лет назад. Приезжают люди и к могиле народного героя.

Фото Юрия Беккера

Сегодня в Семее свято чтят память Кайрата Рыскулбекова. В 2006 году средняя школа №33 стала носить имя Халык Каhарманы. Здесь же есть небольшой музей, где хранятся его личные вещи и несколько писем его матери. Кроме того, в школе существует детская организация «Жас Кайрат», в ряды которой вступают только отличники учебы. С тех пор учителя и школьники взяли шефство над его могилой, ухаживают за ней и приносят цветы.