Акимат Караганды вцепился в частную землю, приобретенную много лет назад по рыночной цене

Нарушение земельного законодательства, неисполнение норм Конституции, бюрократизм и коррупционные действия. Такие доводы приводят собственники земель, которые акимат Караганды хочет вернуть в пользу государства. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова выясняла, обоснованы ли  громкие заявления о нарушении ряда норм законодательства РК и что делать гражданам в таких случаях.

Фото Станислава Куликова

За что можно лишиться собственности?

Земельный спор, на первый взгляд, вполне обоснован, так как участки земель площадью 114 и 116 гектаров выданы под ведение сельского хозяйства, но, как утверждают в отделе земельных отношений городского акимата, не используются согласно целевому назначению, а это одна из веских причин вернуть их в пользу государства. 

«Мы не хотим «захватить» землю, как утверждают собственники этих участков,  мы действуем согласно букве закона. В статье 81 земельного кодекса указано, что изъятие возможно, если есть социальная нужда либо исполнение генерального плана. Спор длится не один год, в случае изъятия из бюджета должны быть выделены средства для компенсации. Для оценки был объявлен тендер, выиграла частная компания из Алматы. Стоимость, которую назвали специалисты, — 55 млн тенге за участок», — прокомментировал руководитель отдела земельных отношений Даурен Шакенов.

К слову, один из собственников приобретал участок у частного лица в 2009 году, заплатив по рыночной стоимости 850 млн тенге. Земли находятся на окраине города, но, учитывая скорость застройки и освоения именно юго-восточной части Караганды, сегодня это более чем лакомый кусочек, и, конечно, компенсация в размере 55 млн тенге не устраивает вторую сторону.

Земли раздора

Предприниматель Станислав Куликов более 10 лет пишет запросы во все инстанции. Получив участок по наследству, он хотел реализовать масштабный проект — строительство жилого района со скверами, парком, школой и детским садом в микрорайоне Кунгей (Алмалы) — так стал называться этот участок земли после включения его в городскую черту.  Однако отсутствие коммуникаций не позволяло запустить в ход поставленные цели. Ведение сельского хозяйства не предполагает наличие электричества, воды и т. д., поэтому ответ от монополистов и акимата был аналогичным: средств на подведение к данной территории нет. 

«У нас есть сельскохозяйственное предприятие в селе Уштобе — занимаемся разведением птицы и скота. Землю между поселком и городом решили купить, когда узнали, что она уже отнесена к городу. Мы хотели строиться и воплотить в жизнь важный и значимый для города проект. Учитывая хаотичную и точечную застройку, планировали возвести удобные для жизни дома. Акимат обвиняет нас, что целевое назначение земель — фермерское хозяйство и апеллирует тем, что для изменения назначения необходимо уплатить кадастровую разницу. Чтобы поменять целевое назначение, необходимо уплатить в бюджет кадастровую разницу, а это очень крупная сумма — свыше 3 млрд тенге за 100 гектаров. Какой смысл платить такие деньги, если те же самые чиновники уверяли нас, что коммуникаций на наших участках не будет никогда?» — рассказал о сложившейся ситуации Станислав Куликов.

Чтобы уменьшить сумму, землевладелец обращался к чиновникам с просьбой рассмотреть вариант передачи государству порядка 10-15 гектаров земель общего пользования.

«Мы много раз встречались с представителями уполномоченных органов и отправляли письма с предложениями, объясняя: если вы согласуете наш проект, то мы разделим наш участок, поскольку он делимый, передадим государству внутриквартальные магистрали, дороги, земли под инженерные сети, поменяем целевое назначение и начнем строительство. Однако такой алгоритм действий не устраивал чиновников. Они требовали, чтобы мы либо немедленно поменяли целевое назначение участка, либо отказались от него полностью», — продолжил предприниматель.

По словам землевладельцев, они бы и рады изменить целевое назначение и оплатить в бюджет сумму, но их пугает факт, что после процедуры переоформления они обязаны будут начать строительство в течение года, иначе акимат имеет право претендовать на территорию. А строить там, куда не подведены коммуникации, — утопия. 

На чьей стороне правда?

Резонансным делом заинтересовались общественники. Директор общественного объединения «Әділдік жолы» Дидар Смагулов заявил, что в Караганде, как и в других регионах нашей страны, повсеместно выявляются нарушения земельного законодательства, которые приводят к незаконному строительству. 

«Я ранее говорил, что каждый второй дом, построенный в столице за последние три года, стоит на земле, полученной незаконно. Государство при этом терпит убытки, закон нарушается, а ситуации, подобные той, что произошла в Караганде с ЖК «Аль Фараби» или в Астане с компанией G-park, дают сигнал строительным компаниям: захвати земельный участок, построй как можно выше этажей, как можно больше продай, а когда потребуют исполнять закон, выведи людей на площади. И власть идет на поводу таких нехитрых приемов», — отметил Дидар Смагулов. 

Относительно ситуации с земельными участками в районе села Уштобе он считает, что представители местных исполнительных органов ведут себя прямо противоположным образом, проявляя странную «принципиальность», не давая застройщикам начать строительство жилого микрорайона на свободной земле на окраине города, которой они владеют на праве частной собственности. 

«Мы не первый год отслеживаем ситуацию, в которой акимат Караганды довольно смело распоряжается чужой землей. Собственники этих участков приобрели их ранее у частных лиц по рыночной цене с инвестиционными целями — под строительство жилой и коммерческой недвижимости, объектов социальной сферы. А акимат сначала отказывался создавать условия для строительства малоэтажного жилого микрорайона, затем незаконно вторгся на чужую землю, проложил там за бюджетные деньги водопроводные трубы, а теперь пытается отнять у собственников их землю на том основании, что вложился в прокладку коммуникаций», — обвиняет общественник в нечестной игре акимат.  

Несколько месяцев назад акимат Караганды подал иск в районный суд с требованием вернуть территорию площадью 300 гектаров в государственную собственность, сообщив, что в случае положительного решения, согласно генеральному плану города, земли будут выданы под ИЖС, т. е. очередники смогут получить бесплатные 10 соток под строительство. Найдутся ли в таком случае средства в бюджете для обеспечения людей коммуникациями — пока большой вопрос. Собственники участков, которые стали столь привлекательными и необходимыми государству, в свою очередь надеются на справедливость суда и на то, что им удастся реализовать свои планы.