Восстановить заброшенный «Фосфорник» наконец решили в Шымкенте

Долгожданное для шымкентцев и много раз анонсированное властью событие — передача бывшего Дворца культуры фосфорного завода, или, как его здесь все называют, «Фосфорника», произошло 13 ноября 2023 года. Дворец культуры, как и породивший его Чимкентский фосфорный завод, прожил бурную и насыщенную событиями жизнь. Здание, хоть и в крайне запущенном состоянии, надолго пережило предприятие и теперь получило шанс на восстановление в новом формате. Об истории заброшенного дворца — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Игоря Лунина.  

Фото автора

«По инициативе городского акимата, прокуратуры Шымкента и департамента государственного имущества и приватизации был разработан алгоритм приема объекта в коммунальную собственность города. В дальнейшем пустующее здание будет реконструировано в многофункциональный и современный дворец молодежи, а его территория будет благоустроена», — сообщил тогда акимат.

Правда, тяжелая карма «Фосфорника» продолжает пугать горожан. Через месяц после исторического события, в декабре 2023-го, в «заброшке» под обрушившимся перекрытием погиб подросток.

Строительство Чимкентского фосфорного завода началось в 1961 году. Это была всесоюзная ударная комсомольская стройка, вдобавок еще и совместный проект СССР — ФРГ. Западная Германия поставила все производственное оборудование, в то время по последнему слову мировой науки и техники. В силу сложения таких составляющих предприятие строилось действительно ударными темпами. Ход работ контролировался Совмином Союза и лично первым секретарем ЦК КП КазССР Динмухамедом Кунаевым. 

Первая очередь была сдана в 1966 году, как тогда было модно, к XXIII съезду КПСС. Вторая заработала в 1976 году. На пике развития, в 80-е годы прошлого века, на предприятии работало 28 тыс рабочих и ИТР. Производство даже по советским меркам было сверхрентабельным. Продукция — желтый фосфор — поставлялась в несколько десятков стран, а предприятие с выходом на полную мощность стало крупнейшим в мире в своей отрасли. 

С 1978 года третья очередь завода стала выпускать линейку стиральных порошков. Тогда же был достроен заводской Дворец культуры. Здание, возведенное по специальному проекту, отвечало всем требованиям того времени. При жизни завода в нем работало несколько десятков кружков, спортивные секции, концертный зал с прекрасной акустикой...
В 1995 году все это ЧФЗ не помогло. Уничтожение промышленного гиганта происходило методично и по всем правилам рыночной экономики. Как и многих других, под личным контролем бывшего первого секретаря ЦК КП КазССР, а тогда первого президента РК Нурсултана Назарбаева. 

Менялись только номинальные хозяева и кризисные управляющие. Завод просто растаскивали по кирпичикам в буквальном смысле. Несколько лет самодеятельные бригады черных копателей вылущивали из железобетонных конструкций арматуру, выкапывали из хвостохранилищ фосфор. К концу 90-х остались только устрашающего вида остовы циклопических производственных корпусов, печей и замысловатый лабиринт подземных сооружений. Их окончательно ликвидировали в 2009-м. Целый год здесь в поте лица трудилась специально присланная команда специалистов по демонтажу и взрывам. Операция обошлась бюджету страны в несколько миллиардов тенге и очень походила на уничтожение следов преступления.

Все нулевые прошли в Шымкенте в дыму заводских хвостохранилищ. Остатки желтого фосфора в них раньше просто заливали водой. Когда завод был окончательно заброшен, делать это стало некому. И огромные фосфорные «поляны» горели, выделяя ядовитый дым.

В 2013-м в заводских шлакоотвалах обнаружили целое месторождение редкоземельных металлов. Завод извлекал из каратауской руды исключительно фосфор. Такие «мелочи» его тогда не интересовали.

Предварительные расчеты показали, что в 700 тыс тонн шлама, находящегося на территории фосфорного завода, содержится 700 тонн галлия, 600-650 тонн германия, 500 тонн скандия и еще по мелочи — оксида лантана неодима, самария и прочих — от 0,5 до 2.

Внезапное открытие никого не заинтересовало. Но отвалы вдоль южной границы завода за несколько лет куда-то бесследно исчезли.

Все это время заводской Дворец культуры, как и завод, менял хозяев и постепенно приходил в запустение. Пока он номинально еще принадлежал останкам предприятия, рядом устраивали свои лежачие голодовки бывшие работники завода. Потом, в умелых руках частников, помещения сдавались в аренду под что угодно — от ночных клубов до складов сантехники.

Последним по времени владельцем «Фосфорника» был хозяин «заводов, газет, пароходов», АО «Шымкентпиво» и радио «Юмакс» Тохтар Тулешов. В 2016  году предприниматель был признан виновным и осужден сразу по 25 статьям УК РК и отбыл в места не столь отдаленные. Следствие и суд по столь богатому букету вменяемых ему преступлений прошли на повышенной скорости. Сложнее оказалось вернуть в собственность государства все нажитое непосильным трудом. Судебные тяжбы с наследниками местной бизнес-империи по большому количеству движимого и недвижимого (буквально как «Фосфорник») имущества продолжались еще три года.

Бывший тогда акимом Шымкента Габидулла Абдрахимов обещал решить вопрос в свойственной ему экспресс-манере еще в середине 2019 года:

«Здание ДК «Фосфорник» сейчас находится в частном владении. Мы работаем над тем, чтобы его передали на баланс города. Старое безхозное здание отремонтируем и там откроем Дворец школьников. В обновленном дворце  будут по плану актовый зал, бассейн, кружки по интересам и спортивные секции».

Только в конце 2019-го состоялось судебное решение о передаче дворца  городу. Но от решения до реализации у нас дистанция безразмерная.

Прошло еще три года, и власти, наконец, обещали разработать алгоритм возвращения здания. Эта приватизация проходит так быстро, что заметить не успеваем, как наше стало их. Обратить процесс вспять, когда «рыночек решает», не так просто.

Остается вопрос о прилегающей территории. Немалой. При действующем Дворце культуры здесь был довольно обширный сквер с фонтанами и прогулочными аллеями. По современным шымкентским меркам — целый парк.

Пока дворец менял хозяев, его с двух сторон изрядно подрезали новые собственники. Справа по фасаду дворца еще в нулевых был построен большой магазин стройматериалов. Слева совсем недавно — два ряда торговых павильонов. Остатки парка давно не имеют поливной воды. Полувековые деревья одно за другим погибают. По имеющейся информации, в 2021 году предприимчивые наследники Тулешова распродали сквер отдельными участками. Судьба зеленой зоны Дворца фосфорников пока неясна.

Судя по всему, процесс возвращения в собственность города в разное время приватизированных разными предпринимателями земельных участков и строений в Шымкенте на этом не остановится. Продолжение следует.

Фото автора