Генеральный план административного центра Жамбылской области был утвержден правительством Казахстана в конце января. Что изменится и чего ожидать жителям Тараза — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Сергея Барановского.
План, разработанный столичным ТОО «Қолдау» по заказу акимата, рассчитан на ближайшие 16 лет. В нем отражены вопросы будущей застройки, развития инфраструктуры, в том числе дорог, также уделяется внимание охране окружающей среды и историко-культурных объектов. Предыдущий план в Таразе принимался в 2010 году, и ему следовали последние 13 лет.
В новом плане речь идет о модернизации инженерной инфраструктуры города, планируется создание единой системы озеленения, при этом один из приоритетов — охрана объектов истории, культуры и архитектуры. Но самые большие перемены произойдут в развитии территории города, строительстве и транспорте.
Территория растет
Население города составляет более 420 тыс человек. Каждый третий житель Жамбылской области проживает в Таразе. В ближайшие годы произойдет значительный рост населения города, но не за счет высокой рождаемости или каких-то других факторов, а из-за прироста территории.
По словам главного экономиста проекта Анны Аблеевой, территория Тараза на начало проектирования составила 18 787 гектаров, а к расчетному сроку она достигнет 30 542 гектаров.
Рост территории города более чем в полтора раза произойдет за счет земель Байзакского и Жамбылского районов Жамбылской области (в том числе в состав войдут 14 населенных пунктов), а также присоединенных дачно-садовых массивов «Новоджамбулец» и «Дорожник». После этого население Тараза составит порядка 573 тыс человек.
Уже в этом году город будет разделен на два административно-территориальных района. На территории нового района запланированы строительство административного здания, драматического театра, спортивно-оздоровительного и торгово-развлекательного комплексов, дворца школьников и других объектов.
Бум строительства
На первом этапе (до 2029 года) будет завершено строительство 14-го и 15-го микрорайонов. В этом году в 15-м микрорайоне будут сданы в эксплуатацию 34 многоквартирных дома. Уже подана заявка в республиканский бюджет на строительство 22 многоквартирных домов в 14-м микрорайоне, около автовокзала. Также планируется начать строительство 30 жилых домов в массиве, прилегающем к улице Аскарова.
В ближайшие пять лет начнется строительство на свободных территориях, расположенных близь присоединяемых населенных пунктов Кызыл Жулдыз и Акбулым.
На следующих этапах (после 2029 года) территориальное развитие будет происходить между кольцевыми улицами Байзак батыра и проспекта Абая, а также между улицей Колбасшы Койгельды и проспектом Жамбыла.
Новая жилая застройка будет преимущественно сосредоточена в северной части города. Здесь будет производиться среднеэтажная (4-5 этажей) застройка и будут построены многоэтажные (6-12 этажей) жилые комплексы.
Так называемая квартальная застройка (в отличие от микрорайонов она производится вдоль крупных дорог, при этом первые этажи отданы под коммерческие помещения) предусмотрена по въездным магистралям в город и центральным улицам.
Планируется значительное расширение Майской рощи. И будет построена канатная дорога, соединяющая древний центр города с рекреационной (предназначенной для отдыха жителей) зоной «Тектурмас».
Дороги и транспорт
Запланировано строительство новых городских магистралей и мостов, а также развитие материально-технической базы транспорта.
«В соответствии с генпланом, появятся новые дорожные развязки и путепроводы через железнодорожное полотно, будет осуществлена пробивка ряда центральных улиц города», — говорится на сайте акимата Тараза.
В том числе проспект Жамбыла соединится с улицей Комратова до улицы Байзак батыра. Это делается для удобства как автовладельцев, так и для работы общественного транспорта.
Также подана бюджетная заявка в республиканский бюджет на сумму 16,9 млрд тенге на строительство путепровода от проспекта Абая через железную дорогу.
Сейчас в Таразе работают девять транспортных компаний, которые осуществляют перевозки по 37 маршрутам. Среди 350 единиц общественного транспорта немало технически устаревших, которые вызывают у жителей города весьма отрицательные эмоции. Работа в этом направлении уже проводится: в этом году появится пять новых автобусных маршрутов и автопарк пополнится 70 новыми автобусами.