Готовиться заранее, чтобы не ликвидировать последствия. О паводках в ЗКО – из первых уст

Третья неделя пошла с того момента, когда в Уральске и ЗКО впервые заговорили об опасности затопления. Увы, часть региона действительно оказалась под водой из-за огромного количества талых вод, а другую часть может затопить со дня на день водой из России. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Айша Куанышбек выстроила хронологию паводков в ЗКО.

Фото ДЧС Западно-Казахстанской области

Первый этап пройден

Едва успели отгулять Наурыз, как в Уральске началось активное снеготаяние: город не только одолели непроходимые лужи, но и затопило систему водоснабжения и водоотведения, что стало причиной отключения города от воды. Коммунальные службы с трудом справлялись с водой по городу, а также не успевали обезопасить трассы от перелива. Удивительно, но Уральск довольно быстро справился с подтоплением, обойдясь малыми жертвами: слегка подтопило частные дома, подвалы многоэтажек и социальные объекты, а уже через 4-5 дней почти все лужи в центральной части города высохли и в частном секторе все откачали септиком.

Труднее пришлось сельской местности, особенности Сырымскому и Каратобинскому районам, откуда людей пришлось эвакуировать на самолетах, а скотину отгонять в более безопасные места. Большинство сельчан эвакуировали на местах — в школы или акиматы села, организовав своеобразные эвакопункты. К слову, в Каратобинский район приезжал президент РК Касым-Жомарт Токаев, который пообещал западноказахстанцам, что никто не останется без поддержки и помощи государства.

Глава государства свое слово держит, по крайней мере, власти не затягивали с выплатой единовременных пособий пострадавшим, кроме того, Акорда предоставляет административный ресурс — спасателей и военных из других, менее паводкоопасных регионов страны, а также технику. Местные власти не отстают, привлекая разные структуры власти — МЧС, акимат и даже полицию. МЧС занимается непосредственно эвакуацией, акиматы всех уровней помогают с техникой в случае, если где-то необходимо укрепить вал или дамбу, чтобы предотвратить подтопление, а также занимаются организацией эвакуационных пунктов и поставкой питания в них, полиция же охраняет подтопленные дома от мародеров. Стоит отметить, что государственные органы на этот раз работают на редкость добросовестно, в том числе в части информирования населения. Эх, если бы так же сплоченно и своевременно готовились к паводку, а не ликвидировали его, возможно, сегодня все было бы иначе...

Не только государственные органы оказывают помощь — в город приходит много гуманитарной помощи из соседних регионов и даже из других государств. Кроме того, создан фонд, куда перечисляют средства бизнесмены и простые люди. Много волонтеров помогают любыми способами: приходят с лопатами латать дамбы, готовят еду и отвозят в эвакопункты, предоставляют технику. Как это обычно бывает в чрезвычайных ситуациях, пока некоторые готовы пожертвовать последним ради помощи ближнему, другие, ничуть не смущаясь, наживаются на ситуации, подняв стоимость на свои услуги, например, на грузоперевозки или аренду техники.

Одной из трудных тем стала антисанитария: как минимум два кладбища в области затоплены, под водой оказались пять скотомогильников, одна свалка и три захоронения сибирской язвы. При этом говорить об опасности преждевременно, все находится на контроле. Главный санитарный врач ЗКО сообщил, что в двух селах сейчас запрещено пить водопроводную воду, а также пояснил, что в Уральске на водоканале будет увеличено хлорирование воды во избежание у населения кишечных инфекций. 

Но самое тяжелое впереди…

Хотя первая волна паводка, вызванная обильными осадками и талыми водами, прошла, сейчас над Западно-Казахстанской областью продолжает нависать угроза большого подтопления. После известных событий в российском Орске, когда дважды прорвало дамбу, стало понятно, что река Урал собрала в этом году много воды и она идет мощным потоком. 

Например, в Оренбурге, соседнем с Уральском российском городе, река Урал достигла отметки 10 метров, в то время как опасная отметка составляет 930 сантиметров, и вода продолжает прибывать. Прибавилась вода и в главной реке — притоке Урала — Сакмаре, которая находится в Башкирии. На сегодняшний день ее уровень составил  813 сантиметров. Спуск воды с Ириклинского водохранилища в Урал увеличен и пропускает ежедневно от 1500 до 2200 кубометров воды в секунду.

В акимате Уральска сообщили, что подъем воды в Урале в черте города может достичь 10 метров при критической отметке 8,5 метра, потока ждут в ближайшие 3-7 дней. В этой связи акимат и ДЧС усилили свою работу. Наибольшая угроза нависла именно над центром Западно-Казахстанской области — Уральском. По предварительной информации, может затонуть исторический район города — Курени, сейчас уже основательно подтоплена городская набережная близ этого района. Возможно затопление поселка Желаево, сейчас уже вода хлынула в карьеры близ села и затонули прибрежные бизнес-объекты — бани и турбазы. 

Больше всего воды ожидается на дачах на берегу Урала, тем не менее, жители не хотят эвакуироваться, опасаясь мародерства. Справедливости ради отметим, что дачи в Уральске — это действительно источник повышенной криминогенности. Там регулярно происходят воровство и хищения, прячутся беглые преступники, а заброшенные дачные домики занимают пьяницы. Тем не менее власти настроены серьезно, поскольку речь идет в первую очередь о жизни людей, и поэтому с этой недели дачи стали отключать от света и газа, чтобы люди выезжали побыстрее. 

Пока трудно сказать, чем все закончится и сколько ущерба нанесет паводок региону и, несомненно, бюджету. На сегодняшний день затоплено более 500 жилых и более 700 дачных домов, отогнано  в безопасные места 4886 домашних животных. И если пострадавшим от паводка людям акимат будет помогать, выделяя деньги после оценки затопленного имущества, то как посчитать, сколько уйдет на латание дорог и дамб, подтопленных водами. И можно ли будет подсчитать, сколько потратят на эвакопункты и организацию питания и соразмерить, что для бюджета выгоднее — готовиться к паводкам заранее или, не борясь с природной стихией, ликвидировать их последствия. 

Фото ДЧС Западно-Казахстанской области