В мегаполисе действует один из самых старых православных церквей и уникальный подземный храм, о котором не знают даже коренные жители. Вот и собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко впервые посетила святые места.
Во время разговора «По душам» священники и экскурсовод Ольга Хмырова рассказали о хитросплетениях истории старейшего храма южной столицы Казахстана. Горожане и гости Алматы узнали, почему возле церкви расположено кладбище и кто там похоронен, откуда взялся Пещерный храм, кому посвящен Поклонный крест и кто был жестоко убит прямо у стен церкви.
По словам экскурсовода Ольги, алматинцам привычнее да и удобнее посещать Никольскую церковь и Вознесенский храм, так как они расположены в центре города. Казанский собор разместился в нижней части города, и добираться до него не совсем удобно. Но те, кто хоть раз приезжал сюда, возвращаются вновь и вновь.
«В Алматы, помимо Казанского собора, есть несколько православных церквей: Вознесенский и Никольский храмы, Покровская церковь. У каждого — своя аура, — говорит Ольга. — Для меня каждое посещение Казанского собора — это визит к доброму старому дедушке, где можно и чаю попить, и по душам поговорить».
Уже на подступах к храму автору NT тоже передалась какая-то особо благостная и располагающая атмосфера. Она ощущалась и в расположенном поблизости парке Сказаний народов Казахстана, где походила наша встреча. Парк открылся в декабре прошлого года на территории Дубовой рощи, которая охраняется государством. Здесь все располагает к размышлениям и приятному времяпрепровождению: рядом с цветниками установлены скамейки, в фонтане плещутся рыбки, сохранены деревья, которым более 100 лет. В парке отмечаются различные межнациональные праздники, мероприятия. На аллеях установлены скульптуры из сказок разных народов.
Дорога к храму
По словам экскурсовода, история храма берет свое начало с 1853 года. Во время приезда казаков в город Верный на территории Большой станицы появилась первая деревянная церковь из тянь-шанской ели. А в 1858-м рядом строится первое здание церкви из кирпича — храм в честь великомученицы Софии. Здания стояли рядом в течение нескольких лет, и в 1863 году было принято решение их разобрать и перенести в Малую станицу. К тому времени город был достаточно большой, ощущалась нехватка церквей. Казанскую церковь делают больше, а колокольню — выше.
Новая власть пыталась несколько раз закрыть храм. В 1916-1917 годах большевики хотели уничтожить расположенное рядом кладбище, где были похоронены священнослужители, и многие могилы сравняли с землей.
Во второй раз храм закрылся в 1925-1926 годах, когда расстреляли девять прихожан и батюшку, защищавших православную святыню. В 1929 году храм в третий раз попытались закрыть, сняв колокола из драгоценных металлов. Их расплавили и использовали для нужд колхоза «Луч Востока». В 1934 году храм все же закрывают на десять лет и отдают под нужды колхоза. Был уничтожен иконостас и сброшены 12 куполов. В храме остались лишь центральный купол и колокольня. Все эти годы на территории храма были клуб, пивнушка и даже овощехранилище.
В военном 1944 году, когда люди особенно остро нуждались в вере, духовной помощи, храм все же отдают прихожанам. Два года он был единственной церковью, действующей на территории Алматы. Когда храм открыли, сюда принесли все, что удалось спасти из других церквей. Здесь много старых икон, церковной утвари. Сегодня этим не может похвастаться ни одна казахстанская церковь. Как известно, ранее на территории Верного были 13 действующих храмов.
В 1998 году Казанский храм праздновал 100-летие, и ему был возвращен статус собора. Два года назад завершилась реставрация собора в честь Казанской иконы Божией Матери. После кропотливой научной работы по поиску и исследованию архивных материалов в Казахстане и России старинной алматинской церкви был возвращен ее исторический облик. Мастера укрепили стены, своды, отремонтировали полы. Восстановлены четыре купола в центральной части храма, три паперти (входы) в церковь и полностью утраченный ранее иконостас. Сегодня среди большой коллекции старинных икон — две особые святыни — чтимый Казанский образ Пресвятой Богородицы 17-го века, подаренный собору выдающимся церковным деятелем ХХ столетия митрополитом Иосифом (Черновым), и точная копия, мера и подобие знаменитого Ватиканского списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
Во время восстановительных работ стала известна история мученического подвига казахстанского священника Парфения Красивского, что привело к решению установить на территории храма белый поклонный крест.
Пещерный храм
При ремонте церкви два года назад в полу был обнаружен люк, а под ним потайная подпольная комната, в которой проходила служба во время гонений православных. Под правой частью Казанского храма обнаружились старинные пещеры. Так было принято решение устроить в них подземную церковь по подобию пещерных храмов в Киево-Печерской лавре, Успенской Почаевской Лавре и Псково-Печорском монастыре.
Своды помещения укрепили, отделали камнем, провели электричество. Сюда привезли все необходимые церковные атрибуты.
Сегодня это первый и единственный подземный храм в нашей стране.
«Это место, намоленное многими людьми, которые не проводили богослужения, не убоявшись наказаний. Когда открылся пещерный храм, сюда чудесным образом стали стекаться святые мощи, — говорит отец Георгий. — Было решено сделать пять пределов, посвященных тем или иным монастырям и известным во всем мире святым. Один из пределов посвящен Свято-Введенской Оптиной пустыне. Это знаменитый монастырь, который был оплотом духовности 19-го века. Другой предел посвящен монастырю Святой Екатерины на реке Сенай, где Моисею были даны 10 заповедей. Также есть предел, посвященный Киево-Печерской лавре, где находятся мощи девятерых святых, в том числе Антония Абашидзе, Ильи Муромского, которого мы знаем как Илью Муромца. Этот легендарный герой многих народных сказаний не вымышленный, а вполне реальный человек крупного телосложения, который служил в Киево-Печерской лавре и впоследствии был причислен к лику святых».
По словам отца Георгия, раньше верующим нужно было куда-то ездить, чтобы прикоснуться к святыне. Теперь это можно сделать непосредственно в Пещерном храме, где размещены иконы святых и частички мощей всемирно известных святых. Каждый посетитель подземного храма сможет помолиться перед Голгофским Крестом, мощами Иоанна Рыльского (Болгария), преподобных Амвросия и Нектария Оптинских (Россия), святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (Греция), новомучеников и исповедников казахстанских. В память о шести всемирно известных православных созданы особые часовни. В них установлены иконы и ковчеги с мощами почитаемых святых, связанных с этими монашескими обителями. Пещерный храм посвящен новомученикам и исповедникам казахстанским. Многие из них были узниками Карлага — Карагандинского исправительно-трудового лагеря и закончили свои дни в 30-е годы прошлого века.
Проходим по узкому проходу. Делать это можно лишь в одиночку, пригнув голову, так как низкие перекрытия не позволяют выпрямиться в полный рост. По обе стороны коридора можно увидеть различные святыни. За стеклянными витражами — старинные иконы, подсвечники и книги на церковнославянском языке. И вот мы перед молельным залом с большим крестом и иконами. У алтаря вместе может находиться не более десятка посетителей.
Атмосфера в пещере особая. Все здесь располагает к молитве. На специально установленных лавочках можно посидеть, поразмышлять о бытие. Примечательно, что время здесь идет очень быстро. Кажется, что ты провел в храме несколько минут, а на деле пробыл целый час.
Есть здесь и особый стол для записок, где любой желающий может изложить свою просьбу Всевышнему. Прихожане оставляют записки не о здравии или об упокоении, а просто излагают свои мысли, о чем хочется помолиться.
«Часто люди не понимают, что просить у Всевышнего, — говорит отец Георгий. — Часто они хотят денег. Но наши желания, когда мы пытаемся в них разобраться, ни к чему доброму могут не привести. Каждому человеку нужно пройти через какие-то трудности, чтобы воспитать терпение. Мы не можем не обойтись и без скорбей, которые воспитывают в нас необходимое терпение, а оно приводит к стойкости. Она в свою очередь дает людям надежду».
В горы — за спасением
Ольга Хмырова рассказала, что при Казанском храме впервые в этом году организуются экскурсии в Аксайский скит. Это место успокоения мучеников Серафима и Феогноста, убитых в 1921 году.
«Когда гонимые советской властью монахи Серафим и Феогност искали новое место для отшельничества, к подножию горы ночью снизошел божественный свет и явилась пресвятая Богородица, — рассказывает Ольга. — Так появилось место паломничества с небольшой церквушкой. Сегодня это монастырь, где монахи живут как отшельники, уходящие из мира в леса, скалы, пустыни, чтобы посвятить свою жизнь служению Всевышнему. Это место, где происходят чудеса. В прошлом году под управлением фонда «Апостол» состоялось официальное открытие реконструированной тропы в этот монастырь. Теперь дойти до святого места можно всего за час. Это значительно упростило возможность прикоснуться к святыням пожилым людям, детям».
У верующих появилась уникальная возможность приложиться к иконам, взять свечку и передать записку, чтобы монахи читали за упокой и во здравие. В начале июля состоялась первая поездка в Аксайский скит. Следующая экскурсия запланирована на 27 июля. К слову, в ней могут принять участие представители разных вероисповеданий.