Знаменитый долгострой проекта транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай — тоннель через перевал Шакпак баба на границе Жамбылской и Туркестанской областей близок к завершению. Подрядчики заканчивают монтаж и наладку специального оборудования. На строительной площадке побывал собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин, убедившийся в реальности сроков завершения объекта в октябре этого года.
Ежегодные обещания заказчика — комитета автомобильных дорог РК и подрядчика — азербайджанской компании Evrascon «завершить к концу текущего года» в этом году, похоже, имеют под собой реальные основания. Нынешний год для строительства тоннеля через перевал Шакпак баба — юбилейный. Осенью исполняется ровно 10 лет с начала строительства, и к этому же времени планируется запуск тоннеля в эксплуатацию.
Это самый длинный автомобильный тоннель в нашей стране. Две штольни по 840х8,5 метра обеспечат раздельное двухполосное движение автотранспорта в обоих направлениях. Это последний на территории Казахстана незавершенный участок трансконтинентальной автодороги, если не считать объездных автодорог вокруг Сарыагаша, Туркестана и Шымкента. Но с ними все совсем грустно: «идет поиск инвесторов»... Давно уже.
Завершить реконструкцию автомагистрали Западная Европа — Западный Китай на всей территории ЕАЭС предложил в 2022 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Китайцы свою часть транзитного коридора построили по-коммунистически — в запланированные сроки и давным-давно, теперь с безграничным национальным терпением ждут нас.
Строительство тоннеля началось в 2014 году по оригинальному проекту и технологии АОЗТ Dena Rahsaz/Sargin из Исламской Республики Иран и то замирая, то возобновляясь идет до сих пор. На сегодня работы выполнены на 95%, и есть все шансы на их полное завершение.
Министерство транспорта, на радостях, уже распространило информацию, что «самый длинный автомобильный тоннель на перевале Шакпак баба в Туркестанской области будет сдан в эксплуатацию в июле». На самом деле это не совсем так.
«Полностью завершены проходка второй штольни и бетонные работы на обеих ветках тоннеля. Уложено асфальтовое покрытие в штольнях и на подъездных участках. В течение последнего года работы велись в две смены круглосуточно. Построены водоотводы. На наружных частях сводов штолен завершаются отделочные работы. Доставлено оборудование для системы вентиляции и пожаротушения. Заканчиваем его монтаж. Идет установка оборудования в двух диспетчерских пунктах по обеим сторонам тоннеля и системы видеонаблюдения в самом тоннеле. К середине июля рассчитываем провести тестовые испытания всего комплекса и открыть движение в двух направлениях для легковых автомашин. Полное завершение работ и сдачу объекта в эксплуатацию запланировали на октябрь 2024 года. Не специально к десятилетию стройки, так совпало. К этому времени завершим строительство двух вертолетных площадок на случай ЧС и всей внешней инфраструктуры», — сообщил руководитель проекта КФ «АО «Evrascon» Заур Бабаханов.
Начатое в 2014 году строительство первого в Казахстане автомобильного тоннеля такой протяженности шло быстрыми темпами и по планам комитета автодорог и компании Dena Rahsaz/Sargin должно было завершиться в конце 2015 года. Так бы оно и было. По итогам первого года проектный объем работ был выполнен подрядчиком на 50%. Но в дело вмешался человеческий фактор.
Во-первых, строительство велось на кредит Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне и всеми вытекающими из этого географического факта последствиями. Иранская компания-подрядчик получила его на кабальных условиях. Возможно, с напутствием: «не нравится, не берите». Кредит был выдан в тенге. Оборудование и материалы (кроме стопроцентно отечественных инертных и битума) иранцы вынуждены были покупать за пределами Казахстана за доллары. Для иранцев этот подряд был очень важен для закрепления на казахстанском рынке.
Во-вторых, аккурат в 2014 году наш мудрый Нацбанк начал планомерно опускать отечественную валюту. К 2016 году тенге улетел со 180 до 350 за один доллар. Опережающими темпами вслед за долларом дорожали строительные материалы, комплектующие и оборудование. Казахстанский филиал Dena Rahsaz/Sargin игр казахских финансистов просто не выдержал. Компания была вынуждена свернуть строительство. Оно возобновилось только через год новым подрядчиком — КФ «АО «Evrascon» из Азербайджана.
Новый подрядчик вынужден был вложить в запущенный долгострой 1,5 млрд тенге собственных средств. Непредвиденно усложнились работы по проходке массива перевала. В глубине горы проходчики наткнулись на слои рыхлого грунта и родники.
«Под бетонирование свода пришлось устанавливать две тавровые стальные балки через 1,2 метра. Между ними — арматуру и сетку. В зоне обвала, где грунт особенно рыхлый — через полметра. Такие сложности с грунтами нельзя было выявить на стадии проектирования и геологических изысканий. Изыскательские скважины были по проекту сделаны через 3-4 метра. Это обычная практика», — рассказал директор ТОФ «АО «Национальный центр качества дорожных активов» Мухит Ахметов.
Наконец, к середине лета работы на тоннеле практически завершены. То, что осталось доделать, по сравнению с выполненным объемом действительно мелочи.
Пока нет ясности с оформлением фронтонов на въездах в тоннель. Заказанные нашими азербайджанскими друзьями в предвкушении сдачи объекта в 2018 году барельефы с изображениями бывшего президента Нурсултана Назарбаева утратили актуальность. А новые идеи заказчик — комитет автодорог пока не сгенерировал.
С категорией безопасности шакпакбабинского тоннеля определились. Вместо заявленной в начале «А» он вернется в категорию «Е». Это значит, что автомобили с особо опасными грузами (бензо-, газовозы и прочие) в него не пустят. Они будут проходить перевал Шакпак баба по старой ветке автодороги — через одноименный поселок. По оценкам специалистов, это не создаст проблем для жителей. В сутки таких машин здесь проезжает не более десятка. Зато по обе стороны тоннеля оборудованы мини-базары для традиционной в селе торговли фруктами и орехами.
Фото автора