Участок республиканской трассы Жезказган — Петропавловск, проходящий по территории Жаркаинского района, — один из самых проблемных в регионе. Многие годы здесь фактически царило бездорожье, выручала полевая дорога, которую по грунту от безвыходности накатали грузовики и легковушки. Чтобы поддерживать прежнее, изношенное, почти истертое в пыль автополотно, местные власти и бизнес приложили немало усилий. В прошлом году за дорогу наконец серьезно взялись. Но, по словам жителей, радоваться пока рано: качество проложенного асфальта оставляет желать лучшего. В этом вопросе пыталась разобраться собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Аэлита Таева.
Этот отрезок автомагистрали жаркаинцы называют «дорогой жизни»: трасса ведет в два областных центра — Костанай и Кокшетау, по ней в район поставляются и самое необходимое: продукты, лекарства и другие товары. Старожилы рассказывают, что построена она была еще в 1960-х годах и с тех пор не приводилась в порядок полномасштабно. То, что от нее осталось, и дорогой можно было назвать с огромной натяжкой.
«В прошлом году во второй половине лета начались ремонтные работы на участке от села Тасты-Талды до Державинска, между ними еще есть село Валиханово. Мы видели, как основание делали: просто сгребли землю с обочин и разровняли. Никакого щебня, потом асфальт положили. Не сделаны, как полагается, обочины. Осень, зиму, весну мы отъездили по нему, и новое покрытие уже стало рассыпаться. Не соблюден уровень: на одной полосе он ниже, на встречной — выше. Это же трасса республиканского значения, неужели она останется в таком состоянии? Мы здесь живем, хотим ежедневно проезжать по хорошей дороге, не нанося ущерб своим машинам. Понятно, что в ремонт дороги вложены огромные деньги. Обидно, что расходуются они не должным образом», — рассказала местная жительница Алена Чумак.
Жители убеждены: свой «вклад» в потерявшее вид новое покрытие вносят и большегрузы, в том числе того же подрядчика. Кстати, представители филиала РГП на ПХВ «Национальный центр качества дорожных активов» выезжали на место с проверкой, в результате которой зафиксировали имеющиеся сетки трещин, пучины на асфальтобетонном покрытии, а кое-где и его разрушение.
Заказчик среднего ремонта автодороги республиканского значения А-16 Жезказган — Петропавловск — АО «НК «ҚазАвтоЖол», подрядная организация — ТОО «Қарағанды жолдары».
По информации Акмолинского филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол», в пристоличной области ремонту подлежит 218 километров и в этом году между упомянутыми населенными пунктами работы продолжаются. К слову, стоимость ремонтных работ на отрезке Валиханово — Державинск — более 3 млрд 356 млн тенге.
«Там ремонт продолжили в конце июля, окончание запланировано на октябрь. На участке дороги, о котором говорят сельчане, ведется технадзор, проверка качества строительства. Обнаруженные дефекты — это рабочий процесс, по мере появления их устраняет подрядчик. Их появлению способствовал сильный паводок, из-за переувлажненности почвы образовались пучинистые места. Это республиканская трасса, поэтому никто не позволит подрядчику работать спустя рукава. Более того, в договоре с ним оговорен гарантийный срок ее обслуживания — два года после сдачи в эксплуатацию. С дефектами мы дорогу не примем», — заверил заместитель директора областного филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол» Рустем Абилов.
Он подтвердил: отрезок трассы, проходящий через Жаркаинский район, за десятки лет сильно обветшал. Это в свою очередь стало определенной сложностью для подрядчика при проведении ремонта. Впрочем, в квалификации строительной компании, выигравшей тендер, не сомневается: за ней и деловая репутация, и производственные мощности.
«Большегрузного транспорта на этой дороге предостаточно: возят уголь, зерно. Мы пишем письма в инспекцию транспортного контроля, прилагаем фотофакты перегруза. Это проблема всех регионов страны», — добавил Рустем Абилов.
По его мнению, речь идет о незавершенном объекте, поэтому выводы делать рано. А жаркаинцы стоят на своем: быстро появившиеся глубокие трещины, неровности, а местами и явные провалы в новом двойном дорожном полотне уже латают. Не это ли некачественный ремонт?
Неравнодушные жители признаются: устали от пустых обещаний, от того, что никто не хочет взглянуть на ситуацию их глазами. «Молча сидеть и смотреть не будем. Это наша дорога и наша жизнь», — заявляют они.
Фото предоставлено Аленой Чумак