В Казахстане продают машины, пережившие паводки. Как распознать «утопленников»?

Весенние паводки, обрушившиеся на Казахстан в этом году, оставили за собой шлейф трагедий: кто-то лишился дома, кто-то здоровья, а кто-то близких. Среди пострадавших оказались и владельцы автомобилей, чьи машины ушли под воду. Но опасность приобрести «утопленника» существует не только после стихийных бедствий. В Астане нередки случаи, когда сильные дожди превращают дороги в реки, а пострадавшие авто быстро приводятся в товарный вид и выставляются на продажу. Как не стать владельцем проблемного автомобиля, разбиралась корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова.

Фото: иллюстрация создана с помощью нейросети (ИИ)

Откуда завозят машины-«утопленники» в Казахстан? 

После масштабных весенних паводков в стране вторичный авторынок пополнился машинами, от которых спешно решили избавиться. Как показывает печальный опыт столичных автовладельцев, чьи авто пострадали от града, страховые компании явно не на стороне автолюбителей. Вот и приходится хозяевам авто маскировать и скрывать следы «большой воды». 

«Практически все эксперты автоотрасли обращают внимание на то, что автомобили, привезенные из Америки, ОАЭ, Южной Кореи, Японии, то есть из стран, где происходят наводнения и природные катаклизмы, зачастую «утопленники». Почему их массово привозят к нам? Дело в том, что там владельцы, в отличие от наших, получают страховые выплаты. И, соответственно, могут себе позволить купить новое авто, а подтопленные продают через аукционы. Отечественные перекупщики приобретают, восстанавливают и успешно реализуют под видом приличного авто. И если завезенные в страну машину можно пробить через сайт, то автомобили, которые эксплуатируются внутри страны, проверить без помощи специалиста практически невозможно. Вот и получается, что эти авто перепродаются по нескольку раз и циркулируют по всей стране, в том числе и те, которые пострадали в результате весенних паводков», — отметил автоэксперт Чингиз Кенжалы. 

Как понять, что машина побывала в воде?

Самостоятельно выявить, что покупка автомобиля не принесет внушительных вложений, достаточно сложно. Продавцы умело маскируют коррозийные детали, обивку и коврики меняют на новые, а запах сырости приглушают автокосметикой.

«Когда к нам обращается потенциальный покупатель с запросом определить признаки подтопления машины, мы не всегда можем сразу это выявить. Чтобы увидеть следы ржавчины, плесени, нужно часть деталей разобрать. Понятно, что не каждый владелец разрешит такой тщательный осмотр. Многие отказывают. В таких случаях мы говорим покупателю, что есть подозрения на возможные дефекты. Из практики такие машины недешевые, электронных опций очень много. Если это авто премиум-класса, то оно просто напичкано электроникой, и если это «утопленник», то проблемы не заставят себя долго ждать. Были конкретные случаи, когда авто не подлежало восстановлению и добиться возмещения ущерба невозможно», — поделился автоэксперт.

 

Он выделяет несколько очевидных признаков, указывающих на то, что автомобиль побывал в воде. Среди них запах сырости в салоне, даже едва уловимый, наличие коррозии, пятна на отражателях фар, посторонние звуки в работе генератора, помпы, гидроусилителя руля и других систем, а также перебои в работе электрооборудования. Подозрения также может вызвать слишком чистый салон и новая обивка сидений.

Если вы обнаружили, что приобрели автомобиль с проблемной историей, стоит попытаться оспорить сделку.

Мы обратились в общество по защите прав потребителей «Гарант» с вопросом, насколько реально в Казахстане защитить свои права и расторгнуть договор купли-продажи.

«В статье 15 закона о защите прав потребителей указано, что продавец несет ответственность за недостатки товара, если они не были оговорены заранее. То есть если я продаю автомобиль с дефектом, я обязан сообщить об этом, чтобы покупатель впоследствии не предъявил претензий. Если же автомобиль был куплен, а автоэкспертиза докажет, что он подвергался воздействию ливня, паводка и других подобных факторов, покупатель имеет право потребовать возмещения из-за некачественного товара. Однако на практике это происходит редко, так как подобные претензии могут существенно снизить стоимость автомобиля.

Есть и другие сложности для покупателя: ущерб должен быть признан существенным. В нашей практике такие случаи уже были, это называется скрытым дефектом или недостатком. Если такой дефект обнаружен в начале эксплуатации, договор купли-продажи можно оспорить. Однако для этого потребуется много времени, терпения и усилий, так как судебные разбирательства могут быть длительными и изнурительными. Тем не менее для защиты своих прав иногда приходится идти на это. Желательно тщательно изучать юридические аспекты сделки перед покупкой», — прокомментировал председатель общества по защите прав потребителей Жаслан Айтмагамбетов.

Работоспособность автомобилей-«утопленников»

Необходимо ясно понимать, что, по сути, покупка автомобиля-«утопленника» — своеобразная игра в лотерею. Так, он может служить своему владельцу многие годы, а может начать приносить проблемы уже через месяц. Довольно распространены случаи, когда осуществляется аренда автомобилей, которые претерпели наводнение, и, в принципе, такое решение вполне оправдано, ведь, по сути, аренда авто не предполагает длительной эксплуатации транспортного средства, а стало быть, и риск гораздо меньше. Кроме того, ответственность за поломку такого авто несет сервис проката.

Чем опасны автомобили-«утопленники»?

Следует отметить, что качественно и вовремя проведенные восстановительные работы могут свести к минимуму последствия «купания» автомобиля. Существует вероятность, что даже «утопленный» автомобиль может годами прослужить верой и правдой. Но подчеркиваем, что это утверждение справедливо лишь в случае оперативного и качественного восстановления. Как правило, в Европе после получения страховки этим уже никто не заморачивается. Такие автомобили продают по бросовой цене. Но все дело в том, что, попав в Украину, за них уже захотят приличные деньги. Да и время оперативного ремонта уже было утрачено. И вот тогда автомобиль-«утопленник» — это «бомба» замедленного действия. Никто не знает, в какой момент и какой агрегат у него откажет. Не исключена и вероятность возгорания автомобиля.

Основные проблемы, которые присущи таким автомобилям, — это постоянные отказы электрооборудования, систем АБС, ESP, подушек безопасности, коробок передач, двигателей, мостов, коррозия кузова, гниение салона.

Астанчанин судится с Касымбеком 

Александр Лебедев, чей автомобиль был затоплен на проспекте Туран во время потопа в Астане, подал иск против акима Жениса Касымбека. По его словам, ненадлежащее выполнение обязанностей со стороны властей привело к серьезным повреждениям машины, и теперь он требует возмещения материального и морального ущерба. Подробнее читайте здесь.