Более 5 тысяч столичных автовладельцев пострадали от сильнейшего града, обрушившегося на часть Астаны 8 августа. Ущерб от циклона варьируется от 500 тысяч до 2 миллионов тенге. Четкого алгоритма действий у пострадавших нет, многие растеряны и бегают по всем инстанциям. Большинство объединилось в группы в соцсетях, где делится опытом. Кто сможет рассчитывать на возмещение ущерба и что делать тем, чья страховка не предусматривает компенсацию, выясняла корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова.
Айнагуль Омарова (фамилия изменена — прим. авт.) — одна из тех, чей автомобиль пострадал в результате града. Она оказалась заложницей транспортного коллапса и не смогла вовремя добраться до дома. В тот день в столице были зафиксированы 10-балльные пробки, вызванные визитом высоких гостей на саммит глав стран Центральной Азии. Автолюбители были вынуждены ждать 30 минут, пока проедет кортеж. Автомобиль Айнагуль, купленный в кредит всего год назад, получил повреждения на сумму 600-700 тысяч тенге, и вопрос о компенсации остается нерешенным. Девушке пришлось обивать пороги Казгидромета, страховой компании и вызывать патруль для фиксации повреждений. Во время этих процедур она познакомилась с другими пострадавшими, и они решили объединиться, создав группу в WhatsApp.
«Я создала чат, потому что нас, пострадавших, много, и не все знают, что делать. Мы остались один на один со своей проблемой. Град приравнен к стихийному бедствию, но никто не объяснил, как действовать. В нашем чате есть люди, которые только что купили машины, и теперь они в пробоинах. Люди массово обращаются в страховые компании, но информация противоречива, и многие боятся, что их заявления не примут. Вместо помощи начинается бюрократия. Нам остается только ждать и надеяться, что закон будет на нашей стороне», — поделилась Айнагуль.
В РГП «Казгидромет» пострадавшим предоставили документ, в котором указано, что накануне было предупреждение о том, что 8 августа на западе и юге Акмолинской области ожидаются сильный дождь, днем град и шквалистый ветер. Однако некоторые пострадавшие утверждают, что уведомление в виде SMS-сообщения содержало лишь информацию об усилении ветра, а четкого предупреждения о граде от 112 и Казгидромета не было. В выданных справках нет четко прописанной фразы о том, что на этот день прогнозировались осадки в виде града.
Председатель общества по защите прав потребителей «Гарант» Жаслан Айтмагамбетов отметил, что граждане Казахстана платят налоги, в том числе за оповещения синоптиков, и если предупреждения не было или оно оказалось неточным, то можно попробовать предъявить претензии Казгидромету. Судебные тяжбы долгие и изнурительные, но иногда они необходимы для защиты своих прав.
«Касательно ответственности за причиненный ущерб есть несколько позиций. Если в договоре страховой компании прописано, что компания возместит ущерб в ходе стихийных бедствий, то ответственность лежит на организации. Еще один вариант — попытаться привлечь к ответственности «Казгидромет», который обязан предупреждать казахстанцев о всевозможных природных явлениях», — заявил Жаслан Айтмагамбетов.
Между тем страховые компании фиксируют все больше обращений. На выплату могут рассчитывать только те пострадавшие, чьи автомобили были застрахованы в рамках программ добровольного автострахования КАСКО. По ориентировочным оценкам, из общего числа пострадавших по договорам КАСКО застраховано не более 500 транспортных средств, что составляет около 10%.
«К нам обращались клиенты — держатели как полисов ОГПО ВТС, так и «АвтоКАСКО». Первым, к сожалению, придется восстанавливать автомобили за свой счет. Вторые уже могут рассчитывать на выплаты со стороны страховой компании. Однако не все страховые компании покрывают риск града, поэтому лучше заглянуть в свой договор страхования. Обладатели полиса «АвтоКАСКО» в первую очередь должны связаться со своей страховой компанией и сообщить о произошедшем событии. Далее следует вызвать полицию для документального фиксирования инцидента. Затем оценщик произведет оценку ущерба. Если договор предусматривает восстановление автомобиля на специализированном СТО, выплата будет производиться напрямую сервису на основе выставленного счета. После этого осуществляется страховая выплата в пользу выгодоприобретателя за минусом размера франшизы, если таковая предусмотрена договором», — сообщили в пресс-службе СК «Евразия».
Юрист Александр Кравцов считает, что в данной ситуации необходимо вмешательство Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
«Очевидно, что при массовых обращениях страховые компании будут искать любые способы избежать ответственности. Например, они требуют справку о медосвидетельствовании, которая на самом деле не нужна, из-за чего люди вынуждены платить 10-15 тысяч тенге. За оценку автомобиля приходится отдавать еще 30-50 тысяч. Я предполагаю, что будут массовые отказы в выплатах или значительное снижение их сумм. Метеорологическая служба часто не указывает прямо на град, описывая его как природное явление, которое может пройти полосой, и некоторые страховые компании могут использовать это для отказа. Особенно сложно тем, у кого нет страховки КАСКО — они вообще не могут рассчитывать на компенсации. В этой ситуации крайне необходимо вмешательство Агентства по регулированию финансового рынка, чтобы отработать все случаи. В гражданском кодексе РК ясно указано, что очевидные вещи не требуют доказательств, но у нас часто игнорируются нормы основных законов», — отметил Александр Кравцов.
Владельцы полисов «АвтоКАСКО» ждут ответа от страховых компаний, а те, чья страховка не покрывает ущерб от стихийных бедствий, готовят коллективное обращение к главе правительства с просьбой обратить внимание на их ситуацию.